Posted 10 ноября 2016,, 14:20

Published 10 ноября 2016,, 14:20

Modified 31 января, 12:41

Updated 31 января, 12:41

СМИ: Главой Госдепа при «изоляционисте» Трампе будет экс-конгрессмен Гингрич

10 ноября 2016, 14:20

Одним из главных кандидатов в главы дипломатии США называется бывший спикер палаты представителей (нижняя в конгрессе. — «Росбалт».) Ньют Гингрич. Сразу ряд американских изданий и телеканалов делают такой прогноз.

К примеру, CNN назвал еще четырех претендентов на должность руководителя Госдепартамента, не считая 73-летнего законодателя и дипломата. Реальными шансы могут быть у сенатора от Алабамы Джеффа Сешнса, экс-посла США при ООН Джона Болтона, президента Совета по международным отношениям Ричарда Хааса и сенатор от Теннеси Роберта Коркера

Британская ВВС при этом напоминает, что Гингрич вынужден был уйти в отставку с руководящей должности в Палате представителей за нарушение этических норм — у него был роман с сотрудницей. Экс-конгрессмен ранее входил в список претендентов на должность вице-президента, но Дональд Трамп, 8 сентября победивший на выборах президента, предпочел губернатора Индианы Майка Пенса.
Издание «Европейская правда» обращает внимание на то, что в сентябре Гингрич дал ему интервью, заявив, что Трамп в случае победы, вероятно, снимет запрет на поставки летального оружия Украине.
Американские политологи пытаются нарисовать и общую картину того, какой может быть дипломатическая политика Трампа, невзирая на то, кто станет госсекретарем. «Вопреки распространенному мнению, избранный президент удивительно последовательно придерживался определенных позиций во внешней политике с тех пор, как в 1980-х приобрел известность как строительный магнат с политическими амбициями», — передает «Голос Америки».
В 1987 году 41-летний бизнесмен разместил в национальных газетах полностраничный рекламный материал, в котором осудил оборонную политику Америки, заявив, что США «должны перестать оплачивать защиту стран, которые способны защищать себя самостоятельно». Этот материал, по словам эксперта вашингтонского Института Брукингса Томаса Райта, «разительно напоминает те идеи, с которыми он (Трамп) выступает сегодня».
Политолог изучил десятки интервью, выступлений, заявлений и газетных реклам Трампа, чтобы составить представление о взглядах нового президента США. Он обнаружил, что Трамп начал проявлять серьезный интерес к международным делам в 1980-х, и его позиции не изменились по прошествии 30 лет.
Исследование Райта выявило три ключевых принципа, которых, по его словам, Трамп последовательно придерживался на протяжении большей части этих лет и "которые едва ли значительно изменятся после того как он войдет в Белый дом в январе будущего года".
Во-первых, Трамп крайне критически относится к международным альянсам Америки и хочет от них отказаться. Во-вторых, республиканец выступает против торговых соглашений с другими странами и «хочет использовать пошлины и штрафные санкции для перестройки международного экономического порядка». Наконец, бизнесмен «питает слабость» к авторитарным режимам, особенно к России.
Как Трамп пришел к таким взглядам, до конца не ясно. По одной из версий, это было связано с экономическим подъемом Японии и ростом японских инвестиций в нью-йоркскую недвижимость в 1980-х.
Все эти принципы в совокупности описывают изоляционистскую внешнеполитическую доктрину Трампа, заявил Райт. В последние дни кампании республиканский кандидат использовал любую возможность, часто спонтанно, чтобы внедрить в сознание людей три своих любимых внешнеполитических темы. Он осуждал союзников НАТО за то, что они бесплатно пользуются привилегиями, которое дает членство в альянсе. Он обвинял Китай в том, что тот «уничтожает его страну». Он также восхвалял российского президента Владимира Путина как сильного лидера, с которым он сможет вести дела.
«Думаю, Россия станет интересным испытанием, — говорит Райт. — Критика Путина, критика России отвечала его политическим интересам, но он никогда ее не допускал. Несмотря на противодействие оппонентов, он всегда положительно отзывался о Путине и России. Это показывает, насколько он в это верит».
До внушительной победы Трампа на президентских выборах многие эксперты считали, что его жесткие высказывания в отношении Китая и НАТО являются популистской риторикой. Теперь они задаются вопросом, станут ли его взгляды более умеренными из-за ограничений, накладываемых президентской должностью, или он по-прежнему будет занимать бескомпромиссную позицию.
«Будучи кандидатом, вы выступаете с определенными декларациями, но когда вы становитесь президентом, начинаете понимать, во что обходится выполнение обещаний», — отмечает в свою очередь профессор политологии в Университете Джорджа Вашингтона Майкл Барнетт. «Я могу представить, как он выходит и говорит: «Мы будем пересматривать соглашение с Ираном». Но я также представляю, как его советники и особенно союзники говорят: «Нет, не будете», — пояснил ученый.
На кону стоит очень многое. От НАТО и военных альянсов Америки с Японией и Южной Кореи до Всемирной торговой организации и Парижского соглашения по климату — целый ряд партнерств и соглашений, которые лежат в основе послевоенного международного порядка, могут разойтись по швам. «Военные альянсы в некоторой степени основаны на доверии, гарантиях и предсказуемости, — говорит Барнетт. — Если союзники потеряют веру в приверженность Америки их безопасности, мы увидим, как целый ряд наших союзников начнут пересматривать эти отношения».
В то же время наблюдатели заметили примирительные нотки в выступлении Трампа по случаю победы на выборах. «Мы будем искать точки соприкосновения, а не вражды, стремиться к партнерству, а не к конфликту», — сказал он. Однако, как замечает Барнетт, победа Трампа «значительно усиливает неопределенность» на планете.
Внешнеполитический подход Трампа пройдет проверку в ближайшие недели, когда он назовет имена членов своего кабинета. Сам Трамп сказал, что наймет «талантливых экспертов», которые помогут ему сориентироваться в непростых проблемах национальной безопасности и мировой политики.