Posted 4 апреля 2017,, 07:30

Published 4 апреля 2017,, 07:30

Modified 31 января, 14:41

Updated 31 января, 14:41

Быть «почти европейцем» стоит 50 евро в день

4 апреля 2017, 07:30
Тбилиси получил «безвиз» от ЕС, однако для большинства грузин он не по карману. Россия могла бы дать эффектный ответ, раздав паспорта РФ бывшим «советским».

Грузия получила то, за что долгое время боролась — безвизовый режим со всеми государствами Шенгенской зоны и рядом европейский стран, в таковую не входящих. Премьер-министр страны Георгий Квирикашвили назвал открытие ЕС для Грузии «историческим днем», а глава МИД Михаил Джанелидзе заявил, что «амбицией Грузии является полноценное членство в Европейском союзе». «Мы — европейская страна, выход для Европы в Азию, а для Азии … — двери в Европу. Мы — не мост, мы — часть Европы», — убежден он.

Отпраздновали «безвиз» торжественно и широко — концертами, разными шоу, показательной поездкой в Афины грузинской делегации во главе с премьером, трескучими речами и клятвами приверженности европейским ценностям.

Но что реально принес «безвиз» для этой самой «части Европы»? С оговоркой — достаточно состоятельной, поскольку совсем уж бедный в ЕС сунуться не сможет, хоть и лелеет надежду на тяжелый, нелегальный и ограниченный во времени заработок в «благословенной» Европе.

Под «безвизом» подразумевается пребывание в ЕС без уплаты визового сбора 90 дней в течение любых 180 дней. Но при этом, чтобы счастливого обладателя «безвиза» не развернули обратно на родину погранслужбы европейских государств, он должен иметь на руках обратный билет, подтверждение брони в гостинице или ином месте проживания, медицинскую страховку и деньги (наличные или на карте) из расчета не менее 50 евро в день (не считая гостиницы). Неважно, едете ли вы в гости к родственникам или друзьям, берущим все расходы по вашему пребыванию на себя: все равно, 50 евро в день желающий посетить Европу должен иметь. При этом как-то не учитывается, что пропитание, например, в Салониках, обойдется в разы дешевле кормежки в Париже.

Разумеется, гражданам Грузии запрещено трудиться в европейских государствах — за исключением специального рабочего приглашения, что является редчайшей привилегией. Нарушивший это условие выложит штраф в размере 3 тысяч евро, а заодно Шенген закроется для него не менее, чем на ближайшие пять лет.

Получается так: тот, кто не бедствовал, и до «безвиза» благополучно объездил Европу. А тот, кто нуждается (в стране тотальная безработица), тем более не сможет сунуть нос в свою, так сказать, «часть». Это означает, что в принципе условия въезда в Европу даже ужесточились, поскольку до «безвиза» о наличии денег и брони в гостинице интересовались на границе крайне редко. А теперь будут — в обязательном порядке. Кстати, ЕС может приостановить «безвиз» для Грузии в любое время «из соображений безопасности».

В общем, прощай перспектива дешевых путешествий на с трудом накопленные денежки для «прикосновения» к культуре, искусству и архитектуре Европы, на возможность что-то «лево» заработать и вернуться домой. Как сказал газете «Ахали таоба» (Новое поколение) лидер грузинской политической партии «Картули Даси» Джонди Багатурия, «безвиз», по сути, облегчил поездки для той категории людей, которые и до него благополучно ездили в Европу. А это, пояснил он, «лишь 1-2% нашего населения. Поэтому я не могу так восхищаться этим событием. На лицах наших политиков и членов правительства я вижу натянутую улыбку. Когда говоришь о визовой либерализации, ты должен улыбаться с рабским восхищением. Визовая либерализация не открыла трудовой рынок для нашего населения, что позволило бы ему легально работать в Европе». Отношение Европы к Грузии он назвал «дискриминационным».

То же самое, поведал политик, было и с ранее подписанным Грузией и ЕС Соглашением об Ассоциации: «В нем тоже присутствуют несправедливые, неравные, дискриминационные для Грузии условия. Так, любая европейская продукция получила доступ на грузинский рынок с нулевым налогообложением. А грузинская продукция такой возможности лишена и находится в неравном положении с европейской. Кроме этого, введены ограничения на ввоз в ЕС традиционной для Грузии продукции, изготовленной из винограда. Зато нет ограничений для грузинских ананасов, бананов, что видится циничным, потому как Грузия эти продукты не производит».

А вот российский политолог Дмитрий Орешкин назвал получение Грузией безвизового режима с ЕС «большим успехом». Хотя бы потому, пояснил он в интервью «Интерпрессньюс», что «с точки зрения сближения Грузии с Европой он имеет и символическое значение. Я как географ по профессии хочу отметить, что формально граница между Европой и Азией проходит по Кавказскому хребту. Весь Северный Кавказ, Владикавказ и Ставропольский край считались Европой, а Южный Кавказ — Азией. Думаю, грузины об этом не задумывались, а если и задумывались, то не согласны с таким мнением. С получением безвизового режима Грузия сделала серьезный шаг по сближению с европейским политическим, экономическим и правовым пространством».

Впрочем, Орешкин советует не впадать в эйфорию: «Для трудовой миграции это не очень хорошо, но в таких условиях люди смогут поработать хотя бы 90 дней. Так поступают граждане стран Балтии, потому что в европейских странах зарплаты намного выше, чем в недавно вступивших в ЕС странах. … Если граждане Грузии смогут наладить контакты с гражданами европейских стран, показать себя с лучшей стороны, то работодатели всегда будут предлагать им работу, что позволит им неплохо заработать».

Сейчас вот грузинские политики и эксперты спорят — подавать ли стране, облагодетельствованной «безвизом», официальную заявку на вступление в Евросоюз. Находятся те, кто имеет «наглость» утверждать, что заявку надо подавать непременно и сейчас, ведь «Грузия заслужила членство в Евросоюзе». Но чем она это заслужила — вербальным восторгами европейскими ценностями или европейским положением дел в экономике, здравоохранении, образовании, защите прав человека, социальной сфере? В какой европейской стране старики голодают, имея 70-долларовую пенсию, которой не хватает даже на отопление жилья и другие коммунальные расходы? В какой европейской стране на один мусорный бункер приходится три человека, ищущих съестное или одежду. Тунеядцы, алкоголики, бомжи? Нет, преимущественно старики и трудоспособные граждане, для которых рабочих мест не нашлось. А таких — целая армия. По-прежнему многим приходится влезать в непосильные долги, продавать квартиры, чтобы лечиться.

Ну, сделает Грузия заявку на вступление в Евросоюз. И что с того? Грузии — ничего, ее туда все равно не примут. Зато ЕС продемонстрирует, что на фоне выхода Великобритании из этого объединения, а также аналогичного поползновения некоторых других стран, стремление к расширению Евросоюза все же присутствует. И что грузины не разочаровались в нем, хотя соответствующая тенденция намечалась.

А грузинские власти поставят себе в плюс выполнение обещания, данного своему народу. Но вряд ли народ этот, разобравшись с реальными плюсами и минусами «безвиза», будет долго сушить лапшу на собственных ушах. Восторги пройдут, и место им уступит полное безразличие к «открытым дверям» Европы, которые на самом деле остаются закрытыми. Погостили, потратили деньги — и быстренько домой. Не более.

Тут стоит отметить, что в ожидании шенгенского «безвиза» у многих в Грузии была надежда на «безвиз» российский. Считалось, что Россия должна отменить визовый режим с Грузией в первую очередь для того, чтобы утереть нос Европе и несколько отодвинуть от нее своего южного соседа, приблизить его к себе и «побомбить» идеологически. И предпосылки к этому были — о таком развитии событий неоднократно заявлял сам президент РФ Владимир Путин.

Но в итоге Москва для снятия виз выдвинула условие — сначала восстановление дипотношений, разорванных Грузией в августе 2008 года после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузия на переговоры по этому поводу не пошла, требуя предварительного отзыва признания Россией суверенитета Абхазии и ЮО. Кстати, российским гражданам для пребывания в Грузии аж в течение года никакие визы не нужны.

В Тбилиси были очень удивлены тем, что Россия не опередила ЕС с безвизом и, таким образом, упустила шанс влияния на страну и ее граждан. А что надо было грузинам? Без длительного ожидания недешевых виз и бюрократических проволочек ездить к друзьям и родственникам в Россию (на ее территории проживает порядка одного миллиона выходцев из Грузии), походить по театрам, привезти, в конце концов, книги, которые в Грузии на русском языке представлены в весьма ограниченном ассортименте; учиться в российских вузах. Ну и поработать — не без этого.

Однако теперь ситуация стала проясняться: визы Россия не отменила, но, вероятно, готовит Грузии, и не ей одной, «сюрприз». А, по сути, удар: речь идет о проекте нового принципа упрощенного предоставления гражданства России на так называемом «основании почвы». Проект закона инициирован первым заместителем председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константином Затулиным и депутатом ГД Натальей Поклонской. Комитет по делам национальностей уже дал положительное заключение по законопроекту.

Суть его заключается в том, что гражданство РФ в ускоренном порядке смогут получить выходцы или их родственники из стран постсоветского пространства, некогда входящих в состав СССР или Российской империи — главное, чтобы соискатель гражданства был носителем русского языка. То есть русский язык должен быть для них родным, либо вторым родным. Национальность и вероисповедание при этом значения не имеют.

Если законопроект примут (а похоже, так оно и будет), в Россию за гражданством «ломанет» огромное количество выходцев из Украины, государств Центральной Азии, Южного Кавказа и, возможно, Белоруссии. Не исключено, что он будет привлекательным и для части населения государств Балтии. Но тут есть один нюанс: сохранение имеющегося гражданства. Если этот пункт в законопроекте будет отсутствовать, и людям придется отказываться от гражданства и только после этого брать паспорт РФ, то потенциальных соискателей российского гражданства станет, по меньшей мере, в два раза меньше.

В общем, исходя из проекта закона, Москва берет курс на массовую раздачу российских паспортов, что уже было апробировано ею в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. И тут уже пахнет отдаленной перспективой аннексии конкретных территорий тотальной паспортизацией, причем не только этнически русской или русскоязычных диаспор.

Раз соответствующая задача поставлена, ожидать, что от соискателя российского гражданства будут требовать тургеневской чистоты языка, не стоит. Кстати, в Грузии многие получали образование на русском и владеют языком свободно; иные — сносно. Значит, круг лиц, имеющих возможность получения российского гражданства, расширится.

Что может подвигнуть их к смене паспорта? В первую очередь, возможность легально работать на территории РФ, получить российскую пенсию и пользоваться теми социальными преференциями, которые на родине отсутствуют. В не последнюю очередь — жить на одном пространстве с уехавшими из Грузии родными и близкими.

А что же Москва, какими мотивами руководствуется она едва ли не тотальной паспортизацией граждан бывших союзных республик и населения стран, некогда входящих в состав Российской империи? Об аннексионных амбициях было сказано выше. Здесь же отметим, что в России наблюдается «исход умов» и рабочих рук, демографическая проблема. А также место имеет дефицит реальной пророссийской политической силы за рубежом. Паспортизация же — лучшая возможность формирования хотя бы лояльного к России электората и расширения «русского мира».

В общем, идея получения российского гражданства привлекательна для большой массы населения бывшего СССР, но она может обернуться серьезными издержками для самой России. Наплыв приезжающих и получающих паспорта наверняка будет в разы больше количества отъезжающих, что увеличит нагрузку на социальную сферу, обязанную обеспечить своим новым гражданам равные права с гражданами уже имеющимися.

Во-вторых, Россия непременно столкнется с ситуацией, которая имела место в Европе — речь идет о конфликте менталитетов и культур. Тем не менее, по данным ВЦИОМ, идею переселения в РФ русскоязычных граждан из бывших советских республик поддержало большинство россиян — 78%. За привлечение высококвалифицированных специалистов из других стран высказались 75% опрошенных. Вместе с тем против прироста неквалифицированной рабочей силы выступили 85% респондентов.

При этом акцент на необходимости знания русского языка для упрощенного получения российского гражданства сделали лишь 26% опрошенных, а 41% полагает, что решение о предоставлении паспорта РФ в каждом случае должно приниматься индивидуально; 29% выступает за единый порядок для всех.

Но кто бы за что ни ратовал, очевидно одно: упрощенная процедура раздачи российских паспортов станет миной замедленного действия как для самой России, так и для населения стран — соискателей российского гражданства, включая Грузию. Хотя на каком-то и, возможно, длительном этапе, в определенном сегменте грузинского населения эйфория будет заметной.

Но конечный результат для страны обнадеживающим не станет. Что же касается «безвиза» ЕС, об этом «историческом событии» вскоре забудут за отсутствием его практического эффекта.