Posted 18 апреля 2017,, 13:47

Published 18 апреля 2017,, 13:47

Modified 30 марта, 23:33

Updated 30 марта, 23:33

К миру через ядерную угрозу

18 апреля 2017, 13:47
Иван Преображенский
США провозгласили концепцию «достижения безопасности путем силы» и начали переоценку своего военного арсенала.

Пентагон по приказу президента США Дональда Трампа официально приступил к оценке ядерного потенциала Соединенных Штатов Америки. Этот процесс завершится только к концу текущего года. Впрочем, если принимать всерьез все заявления американских и северокорейских официальных лиц, а также попытку неудачного пуска ракеты из КНДР в сторону Южной Кореи, то можно предположить, что война, в которой одна или обе из стороны попытаются применить ядерное оружие, случится заметно раньше.

Обстреляв сирийскую авиабазу крылатыми ракетами «томагавк», нынешняя администрация Белого дома уже продемонстрировала, что в ее рядах практически нет сторонников долгих и терпеливых размышлений. Собственно, именно это и озвучил вице-президент США Майкл Пенс, посещая на днях Японию и Южную Корею. По его словам «стратегическое терпение» в отношении КНДР заканчивается и пора вводить в действие «достижение мира путем силы».

Для той же Северной Кореи это может грозить превентивным ударом со стороны США, Южной Кореи и Японии в случае, если провалится озвученный ранее Дональдом Трампом план, в рамках которого Китай уговорит официальный Пхеньян начать вести себя потише.

Ну, а для остальных стран с собственными ядерными программами это наверняка станет прецедентом. Например, для таких традиционных противников как Иран и Израиль или Индия и Пакистан. В отличие от США или России, остальным ядерным государствам нет нужды проводить ревизию своих потенциалов. У них и так «каждая бомбочка» на учете. Главным будет сам факт того, что одна из «великих держав», точнее самая великая из них на настоящий момент, не скрывает готовности применять против своих более слабых противников любые виды вооружений.

Разумеется, условные «правые» по всему миру не замедлят начать восхвалять Дональда Трампа за его решительность, как его активно хвалили многие из них после неожиданного решения нанести ракетный удар по сирийскому аэродрому. Для них и это, как и новый (пока довольно мирный) корейский кризис — это проявление Западом готовности силой ставить на место разных зарвавшихся диктаторов и прочих обнаглевших дикарей, которые «угрожают мировому сообществу».

При Бараке Обаме США потихоньку пытались спихнуть с себя роль «мирового жандарма» и именно это якобы и привело мир к нынешней нестабильности. Теперь же пришел Дональд Трамп со своими коллегами вроде госсекретаря Рекса Тиллерсона или вице-президента Майкла Пенса, и они готовы снова наводить порядок. Если понадобится — то и силой.

Правда, в этой схеме есть одно слабое место. Барак Обама, как бы к нему ни относиться, старался поддерживать старые правила и выстраивать новые так, чтобы они были более или менее едиными для всех в мировой политике. То есть, занимался тем, что делала и Россия до того, как задумалась о Крыме. Теперь же Дональд Трамп, вслед за Владимиром Путиным, готов отказаться в международной политике от правил и исходить только из интересов своей страны (или себя лично).

Такая стратегия не подразумевает никакого долгосрочного планирования или возможности создания стабильного мирового порядка, в котором каждый знает и понимает свою роль. В новой схеме возможно практически все. Например, сейчас США ссорятся с КНДР и чуть ли не готовы ее бомбить. Но в случае обострения отношений с Пекином тот же Дональд Трамп, если ему покажется это разумным, вполне может заговорить и об историческом примирении с официальным Пхеньяном.

«Достижение мира через силу» открывает дверь для любых решений — если у тебя достаточно мощи для их проведения в жизнь.

Собственно, заявленная стратегия сохранения мира путем применения (или угрозы применения) силы, это и есть та самая «торговля страхом», в которой сегодня обвиняют Россию на Западе. С той лишь разницей, что проводит ее действительно влиятельная мировая держава, которой нельзя указать на место, напомнив, что ее доля в мировом ВВП не превышает двух процентов.

Впрочем, от этого не становится легче. Ведь большие деньги позволяют делать куда большие глупости.

Иван Преображенский