Posted 20 апреля 2017,, 13:34

Published 20 апреля 2017,, 13:34

Modified 30 марта, 23:32

Updated 30 марта, 23:32

Назад, в эпоху угроз и войн

20 апреля 2017, 13:34
Сделка по ядерной программе Тегерана провалилась, и США готовы к резкому обострению отношений с Ираном.

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон обрушился с критикой на иранские власти. Еще во время своей предвыборной кампании нынешний американский президент Дональд Трамп обещал пересмотреть так называемую «ядерную сделку», предусматривающую постепенную отмену международных и американских санкций против Ирана в обмен на отказ исламской республики от производства своего ядерного оружия.

Однако первые месяцы после инаугурации эти идеи оставались только словами. Ситуация изменилась после решения администрации Дональда Трампа нанести ракетный удар по аивабазе Башара Асада в ответ за применение химического оружия, а затем всерьез стала обсуждать сухопутную операцию в Сирии с участием американской армии. Тут-то в США и вспомнили вновь про иранцев, которые, по данным мировой прессы, уже давно ведут на сирийской территории свою неофициальную войну.

Надо заметить, что одной ядерной программой дело не ограничивается. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон раскритиковал Иран за самые разнообразные прегрешения перед Западом. В частности, глава Госдепартамента обвинил иранцев в том, что они выступают спонсорами международного терроризма, организуют кибератаки, мешают судоходству в Персидском заливе, ну и, разумеется, в целом нарушают права человека.

«Иран— мировой лидер в области спонсирования терроризма и ответственен за многочисленные конфликты и подрыв интересов США в таких странах как Сирия, Йемен, Ирак и Ливан, а также за то, что продолжает поддерживать атаки на Израиль», — заявил глава американской дипломатии.

Что касается «ядерной сделки», то, по мнению Тиллерсона, она «терпит неудачу», несмотря на усилия «шестерки» посредников, в которую входит пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Россия, Китай, Великобритания и Франция), а также Германия. В Вашингтоне уже не верят, что при помощи этой сделки удастся заставить иранцев отказаться от идеи завладеть собственной атомной бомбой.

«СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) терпит неудачу в достижении свой цели — неядерного статуса Ирана. Это только откладывает их цель стать ядерным государством. Эта сделка представляет собой провальный подход прошлого, что привело нас к нынешней неизбежной угрозе от Северной Кореи» — заявил госсекретарь.

Как это водится в администрации Дональда Трампа, Тиллерсон не стал затруднять себя аргументацией и просто указал, что «доказательства очевидны». Так что в Вашингтоне отныне считают, что «провокационные действия Ирана угрожают США, региону и миру». Как всего пару дней назад во время выступления в Южной Корее, где он говорил о конце эпохи «стратегического терпения» Америки в отношении КНДР, Тиллерсон теперь назвал «неудачным подходом» и «стратегическое терпение» в отношении Ирана.

Это, впрочем, не значит, что уже завтра США начнут пересматривать соглашение. По словам официального представителя Белого дома Шона Спайсера, теперь слово за Советом по национальной безопасности США. Под его руководством в течение трех месяцев профильные американские ведомства подготовят для президента Дональда Трампа анализ ситуации и рекомендации по ее изменению, в том числе — по пересмотру сделки с Ираном.

В Тегеране между тем по-своему готовятся к возможному ухудшению и без того непростых отношений с Вашингтоном. Как и Россия, Иран не готов уступать американцам в сирийском вопросе и намерен поддерживать лояльного им Башара Асада до последнего, несмотря ни на какие обвинения в использовании химического оружия.

Претензии насчет нарушения условий «ядерной сделки» иранцы также не признают. В Тегеране говорят, что «соблюдают свои обязательства», а сделка заключалась с участием ООН и является международной, так что США в одиночку не имеют право ее отменять.

В то же время Иран демонстрирует Западу готовность вернуться в прежние времена. Живой символ эпохи жесткого противостояния с США- экс-президент Махмуд Ахмадинежад, уже заявил о своей готовность вновь избраться на этот пост, сменив нынешнего руководителя Хасана Рухани, имеющего репутацию умеренного политика и чуть ли не либерала. Такое решение вряд ли могло быть принято без прямого участия реального главы Исламской республики аятоллы Али Хаменеи. Ведь даже по конституции, принятой после исламской революции 1979 года, президент лишь второе лицо в государстве после духовного лидера.

Что именно готовы предпринять иранские власти, помимо символической смены Рухани на откровенно антизападного Ахмадинежада, пока не ясно. Вероятнее всего, речь будет идти о восстановлении ядерной программы, которая на настоящий момент, если верить экспертам МАГАТЭ, практически свернута. Но это, по большому счету, просто возвращение к той ситуации, которая была до 2015 года. Вряд ли администрация Дональда Трампа, которая демонстрирует готовность применять силовое давление против своих оппонентов, добивается именно этого.

Так что не исключено, что и США не просто вернутся к прежней политике санкций, и Иран не ограничится восстановлением ядерной программы. Что, как опасаются некоторые эксперты, может привести к войне в регионе Персидского залива, а значит, и к резкому росту мировых цен на нефть.

Иван Преображенский