Posted 17 мая 2017,, 20:59

Published 17 мая 2017,, 20:59

Modified 30 марта, 23:16

Updated 30 марта, 23:16

Киев — Москва: не в контакте

17 мая 2017, 20:59
Угроза закрыть российские соцсети на Украине начала приводиться в действие, чтобы «не финасировать страну-агрессора». Пользователи уже ищут и находят обходные пути.

— Пешочком, граждане, пешочком. Двигаем ножками, это полезно для здоровья, а главное — навредит россиянам.

Украинцев пытаются заставить ходить по ступенькам вверх при наличии рядом эскалатора. Именно такая аналогия напрашивается у многих после сообщения о том, что президент Петр Порошенко подписал документ о расширении персональных специальных экономических санкций на ряд российский известных IT-компаний и на связанных с ними украинских юрлиц.

«Украинские интернет-провайдеры должны прекратить предоставлять доступ к „В контакте“, „Одноклассники“, „Яндексу“ и другим российским сервисам. Все официальные страницы президента в этих сервисах будут закрыты», — было сказано в прощальном обращении Порошенко на его страничках в соцсетях. Президент также призвал всех украинцев немедленно выйти из российских серверов из соображений безопасности. Отметим, что в ВК группу Порошенко читали 463 914 пользователей.

Если не поддаваться гневным, срывающимся на русский мат эмоциям по поводу революционного указа Порошенко о запрете работы в Украине ряда российских компаний, в частности, «Яндекса», Mail.ru, соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», а попытаться понять причину введения таких ограничительных мер, то они представляются вполне логичными и адекватными методами информационной войны с «государством-агрессором».

И даже если не применять военную терминологию, а просто рассматривать действия украинского руководства как попытку стать менее зависимыми от чужих информационно-коммуникативных средств, аналогично российским тенденциям импортозамещения, все тоже объяснимо.

Но разбор прогнозов, к чему приведут эти запретительно-ограничительные меры, и кто в результате их введения пострадает, вынуждает украинцев назвать мероприятия, мягко выражаясь, неподготовленными, глупыми и не имеющими перспектив достижения задекларированной цели.

Хотя, если следовать мему «ищите выгоду», можно предположить, что Порошенко со своей командой является всего лишь орудием в чьей-то большой игре и его указ зачищает информационный рынок для перераспределения баланса в пользу заказчика, есть такое мнение. Ну, тогда обижаться стоит только на себя и задумываться о том, что сами себе выбрали вождей или позволили другим выбрать.

То, что сии масштабные меры на Украине заведомо обречены на провал ярко говорят примеры неудачной борьбы с Рунетом в России. Все закончилось, даже не начавшись. Запреты быстро научились обходить, а бюджетные средства, выделенные на борьбу с нарушителями, были распилены и потрачены впустую. Однако отрицательный опыт — это тоже результат, полезный хотя бы для того, чтобы понять, что сделать то, что попытались сделать, не так-то просто и дешево.

Практически та же участь постигла российско-украинскую войну платежных систем переводов. Когда Порошенко запретил на Украине российскую «Золотую Корону» и некоторые другие, украинским гастарбайтерам, при посредничестве российских банков, имеющих свой процент, предложил свои услуги американский WesternUnion. И успешно работал, пока Путин не запретил переводить денежные средства на Украину с помощью иностранных платежных систем. Ну и что, перестали переводить? Конечно, нет. Только теперь не так быстро и дороже.

Люди, придумавшие правила финансовой системы, понятные в деталях и тонкостях только узкому кругу посвященных, сами же и разработали схемы как их обойти и по-прежнему получают прибыль с каждой транзакции.Сменились только операторы. Раньше главное место у кормушки переводов на Украине занимал ПриватБанк Коломойского, а сейчас в лидеры вышел Ощадбанк, странным образом принимающий на себя львиную долю перечислений из РФ, которые выходят из России по русской «Золотой Короне», а заходят в Украину уже непонятно по чьей «Интел Экспресс».

В общем, игра такая — украинский лидер продемонстрировал свою победу, российский свою. А банкиры получили еще большую прибыль чем раньше и, думается, поделились с кем нужно.

Наивные предположения некоторых родителей, что после запрета, как оказалось, самых популярных соцсетей, их детишки наконец выбросят свои смартфоны и будут резвиться на улице, разбились вдребезги. «Ага, щас», — ответила взращенная интернетом и разбирающаяся в нем еще с памперсов младая поросль и, буквально за полдня, нарыла больше десятка способов обходить запреты, да еще своим отстойным предкам подсказала технические решения их вероятных проблем.

По мнению экспертов, шансы на успех этого мероприятия составляют примерно 50% на 50%.Теоретически такую возможность можно создать. Но есть риск, что использоваться она будет не по назначению, как это происходит в той же РФ. «Там по решению любого суда можно заблокировать любой сайт, например, неугодной партии или оппозиционного настроенного гражданина», — отметил представитель украинского фриланс-сервиса Freelancehunt Валентин Зюзин в интервью Сегодня.UA.

«Эффективно блокировать доступ к внешним ресурсам невозможно. Даже в Китае, который потратил на блокировку огромные бюджетные средства, пользователь с начальной киберграмотностью в состоянии обойти Великий китайский файрвол, — заметил исполнительный директор Интернет ассоциации Украины (ИнАУ) Владимир Куковский на встрече с журналистами в Киеве. — В Украине для блокирования внешних интернет-ресурсов нет ни технических, ни финансовых, ни юридических возможностей. Но при этом у государства есть другие механизмы воздействия на работающие в нашей стране бизнес-проекты, нарушающие украинское законодательство».

На текущий момент «Вконтакте» и «Одноклассники» занимают больше половины украинского рынка соцсетей. Если доступ к этим сайтам будет ограничен, скорее всего вырастет доля Facebook. Опыт создания украинских соцсетей пока весьма печален — за последние три года было много попыток создать «настоящую» украинскую социальную сеть, но все они оказались безуспешными. Часть сайтов пропала из интернета вовсе, часть — остались существовать, но так и не стали популярными, сообщает Сегодня.UA.

«Создание новой соцсети, ориентированной на национальный сегмент — бесперспективно. Плюс, это недешево, — поделился с „Росбалтом“ мнением украинский IT-эксперт Роман Зубко, — учитывая, как далеко шагнули международные сети, тот же Facebook, Instagram и другие, в плане размера аудитории и возможностей для маркетинга — украинскому „убийце Фейсбука“ потребуются колоссальные ресурсы для выхода на подобный уровень. Поэтому такой сценарий маловероятен».

Эксперты предполагают, что даже после закрытия «Одноклассников» и «Вконтакте», если такового вдруг удастся добиться реально, рекламные деньги без опеки не останутся — их «подберет» Facebook. «Все три соцсети имеют разную целевую аудиторию. Судя по последним исследованиям, Facebook догоняет по аудитории Одноклассники, что свидетельствует о медленном, но уверенном перетекании последней. Минус в том, что Facebook, по сути, останется монополистом и заберет все рекламные деньги», — делится в своем блоге управляющий директор BPO-компании SBT SystemsUkraine Дмитрий Овчаренко.

Впрочем, понятие доли рынка применительно к социальным сетям является условным, поскольку аудитории пересекаются — у пользователей есть активные аккаунты во многих сетях. Тем не менее, в Украине лидирующие позиции по количеству активных пользователей занимают как раз российские социальные сети.

Специалисты сходятся во мнении, что технически полностью закрыть доступ к этим соцсетям нельзя, однако для значительной части целевой аудитории «Вконтакте» или «Одноклассников» базовая блокировка может стать все-таки непреодолимым препятствием. В этом случае ожидается, что аудитория мигрирует в Facebook, где в принципе так же активно может работать российская пропаганда, а Украина при этом приобретает окончательный имидж полицейского государства — ведь в той же России Facebook не запретили.

Выполнение задачи по физическому ограничению доступа пользователей к этим ресурсам возложили на украинских интернет-провайдеров. Однако в Интернет-ассоциации Украины утверждают, что осуществление такой блокировки на данный момент невозможно технически. «По состоянию на сегодня это невозможно выполнить. Для этого провайдерам может потребоваться время и большие средства на переоснащение оборудования и изменение топологии сети», — заявляет председатель ассоциации Александр Федиенко.

Мнения самих провайдеров разделились. Одни говорят: отключим сайты в течение недели, другие, что пока даже не могут понять, насколько это в принципе выполнимо технически. Так совладелец крупного интернет-провайдера «Триолан» Владимир Сидоренко сказал, что для начала его компания должна понять, насколько это вообще «технически подъемно». «Потому что если мы не сможем этого сделать, то тут хоть законы, хоть не законы, а как это сделать?» — поясняет он журналистам.

А вот крупнейший национальный оператор «Укртелеком» отчитался, что уже начал подготовку к отключению российских сайтов. Как рассказал директор по корпоративным коммуникациям «Укртелекома» Михаил Шуранов, работы уже начаты и, по предварительной оценке специалистов, они продолжатся от нескольких дней до недели. Есть и провайдеры, которые уже закрыли доступ к сайтам, повесив объявление: «Доступ заблокирован согласно указу президента».

Несмотря на то что провайдеры в целом заявили о готовности работать по новым правилам, эксперты сомневаются, что после публикации указа президента они начнут массово отключать российские сайты. «Думаю, они будут тянуть до последнего, объясняя это техническими проблемами, — сказал в интервью Вести.UA медиаюрист Клим Братковский. — Пока также непонятно, кто будет контролировать выполнение этого указа. Кроме того, вполне возможно, что грядут иски о признании этого указа таким, который нарушает Конституцию и право на доступ к информации. Непосредственно сама поисковая система ни в чем не виновата. И тот же СНБО не предоставил обоснований того, что она угрожает Украине. Да, в некоторых странах запрещали YouTube, но за нарушение авторских прав. И сделано это было на основании решения суда».

Пока народ, до конца так и не веря в реальность происходящего, гадал, когда наступят обещанные президентом Украины репрессии, правительственное издание «Урядовий курьер» опубликовало документ, тем самым инициировав его вступление в силу. Крупнейшие телеком-компании заявили об ограничении доступа к «ВКонтакте», «Одноклассников», «Yandex» и «Mail.ru» для своих абонентов. Так «Киевстар», «Vodafone Украина» и «lifecell» начали работы по ограничению доступа к сайтам Вконтакте, Одноклассников, всех сервисов Yandex и Mail.ru. Об этом компании сообщили в совместном заявлении.

«Выполняя требования упомянутого указа, телеком-операторы с сегодняшнего дня начинают технические мероприятия по ограничению услуг предоставления доступа к указанным веб-сайтам согласно технических возможностей», — говорится в сообщении. И уже вечером 17 мая пользователи этих провайдеров смогли убедиться в реальности обещанного. Попытки попасть на запрещенные сайты были тщетными. Вот тут и начали вспоминать пошаговые инструкции по обходу блокировки. У людей более старшего возраста, не привыкших общаться с гаджетами «на ты», возникло множество проблем.

Слабым утешением для украинцев стало сообщение телеканала Интер, что их страна — не единственная, где решили ограничить доступ к соцсетям, разработанными другими государствами. Такая практика характерна для Ирана, коммунистических Китая и Северной Кореи. Facebook, Twitter, Youtube.com даже Википедия — там под запретом на постоянной основе. В некоторых других странах — Турции, Египте, Саудовской Аравии или Вьетнаме — соцсети тщательно контролируют. Их блокируют периодически — из-за публикации информации, которая запрещена законом или не соответствует нравственным устоям. Но спустя некоторое время запреты снимают.

Блокирование cайтов и соцсетей в Украине — вызвало неоднозначную реакцию в мире. Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд считает, что это противоречит принципам свободы слова. Солидарна с ЕС и международная правозащитная организация Human Rights Watch. Там назвали такой шаг атакой на право получения информации. Обеспокоенность высказали и в Германии. Официальный представитель немецкого МИДа Мартин Шефер заявил, что подобные санкции не соответствуют европейским ценностям.

А вот в НАТО, наоборот, согласны с позицией Киева. В Альянсе считают — это вопрос национальной безопасности, а не свободы слова.

Тем временем, сайты, попавшие в санкционный список, уже рассылают своим пользователям инструкции, как обойти ограничения и блокировки. К примеру, соцсети «Вконтакте» или «Одноклассники» буквально все объясняют на пальцах. А вот бухгалтерская программа «1С», которой пользуется большинство предприятий страны, пока еще будет работать. В СБУ объясняют, по контракту «1С» доработает до конца года. После — компания не сможет участвовать в гостендерах. Но полностью на территории Украины ее заблокировать не смогут.

В СНБО признают, что на полную блокировку всех сайтов и не рассчитывают. Тем на менее, убытки российских компаний составят несколько миллиардов рублей. В структуре считают, что российское программное обеспечение, прежде всего, предоставляет возможность потенциального, несанкционированного доступа к важной информации и высока вероятность нанесения вреда ее целостности и доступности.

«Четвертый год идет необъявленная война и мы не можем позволить себе финансировать страну агрессора, особенно за деньги госбюджета», — сказал спикер СНБО на брифинге.

Не промолчал и президент, воодушевленный положительным решением по безвизу, пообещав, что: «После прекращения российской агрессии против Украины, сразу же, когда последний российский солдат покинет суверенную и независимую территорию Украины, мы будем готовы к пересмотру этого решения».

Граждане послушали своего руководителя, да призадумались, особенно те, которых уже отключили от доступа к российским сайтам — кого им сейчас больше ненавидеть? Российских солдат, не желающих покидать Украину, или Порошенко с Турчиновым, устроивших проблемы своим соотечественникам.

Валентин Корж, Днепр, Украина