Posted 18 мая 2017,, 15:46

Published 18 мая 2017,, 15:46

Modified 31 января, 15:18

Updated 31 января, 15:18

Вена может протянуть руку Москве

18 мая 2017, 15:46
В октябре в Австрии пройдут досрочные парламентские выборы. Тридцатилетний глава МИД сумел свалить правительство и рвется в канцлеры.

Правительственный кризис тянулся в Австрии как минимум с начала 2017 года. Правящая коалиция, в которую входят Социал-демократическая партия Австрии (СДПА) и Австрийская народная партия (АНП) несколько раз оказывалась на грани распада. К концу января кризис, казалось, был преодолен, но уже весной начался вновь. Итогом стала отставка вице-канцлера и бывшего лидера Австрийской народной партии Райнхольда Миттерленера. О своем уходе он заявил 10 мая, эмоционально бросив, что не хочет «занимать место». Речь, очевидно, идет о кресле, которое надо освободить для амбициозного тридцатилетнего министра иностранных дел Себастьяна Курца.

Это самый молодой глава МИД в истории Австрии, да и не только ее (Курц родился 27 августа 1986 года). Именно давление с его стороны в значительной мере и стало причиной нынешнего правительственного кризиса. Курц добился срыва договоренностей, достигнутых правящей коалицией, и переноса парламентских выборов с осени 2018 года на первую половину октября 2017-го.

Причем поддержать эту идею оказался вынужден даже нынешний глава австрийского правительства социал-демократ Кристиан Керн, который не может не понимать, что в случае досрочных выборов и он, и его партия потеряют власть.

Дело в том, что по данным последних соцопросов, если бы выборы состоялись в мае 2017 года, более трети австрийцев (35%) проголосовали бы за обновленную АНП во главе с Курцем. Она бы заняла первое место, и нынешний министр иностранных дел стал бы федеральным канцлером.

Этому не помешали бы (а может, даже помогли) авторитарные замашки молодого политика, который в обмен на согласие возглавить партию требует от однопартийцев ее радикального реформирования с целью усилить личную роль лидера — вплоть до того, чтобы он получил право удалять из избирательных списков неугодных кандидатов.

Что касается нынешней ведущей партии в правящей коалиции, то СДПА может рассчитывать максимум на 21% голосов, то есть лишь на третье место. Главная же сенсация в том, что на второй позиции оказывается правопопулистская (а в далеком прошлом — неонацистская) Австрийская партия свободы, которую могут поддержать 25% австрийцев. И именно с ней, судя по всему, Себастьян Курц и будет создавать новое правительство. По данным социологов, около 37% его сограждан хотели бы видеть именно такой состав правящей коалиции.

Вероятных причин тому несколько. Первая, это, разумеется, сравнительно недавние выборы президента страны. Главой государства стал политик левых взглядов, кандидат от «зеленых» Александер ван дер Белен. Он не сразу и с большим трудом сумел победить националиста Норберта Хофера от Австрийской партии свободы. Причем выборы проходили с массой скандалов, итоги второго тура вначале были отменены и ван дер Белен стал президентом только после повторного голосования. Все это способствовало общему росту популярности националистов.

Вторая причина — усталость австрийских избирателей от нынешнего политического истеблишмента. Поэтому так высока поддержка как лично Себастьяна Курца, так и националистов из Партии свободы. От них ждут радикальных перемен и реформ, не очень задумываясь о возможных последствиях.

Есть и третья причина — миграционный кризис 2015—2016 годов, который не закончился и сегодня. Австрия — одна из пяти стран ЕС, которым Брюссель разрешил сохранить выборочный пограничный контроль. Программа Курца в отношении мигрантов, разумеется, мягче, чем у националистов, но в ее основе все то же нежелание принимать иностранных беженцев.

Стоит, кстати, добавить, что Курц и националисты также едины и в позитивном отношении к политике нынешних российских властей. Их коалиционное правительство, если оно возникнет в октябре, явно приведет Австрию в ряды тех государств ЕС, которые активно выступают за отмену санкций в отношении России. Весьма возможно также, что новые австрийские власти займут лидирующие позиции в рядах авторитарных евроскептиков, уже пришедших к власти в Венгрии и Польше.

Впрочем, в Москве об этом, похоже, всерьез пока мало кто задумывается. В отличие от выборов во Франции или Германии, за которыми в Кремле активно следят (и, как считают европейцы, даже вмешиваются), про австрийцев россияне почти ничего не знают. Если Марин ле Пен вошла с помощью центральных каналов практически в каждую российскую семью, то про Себастьяна Курца такого сказать никак нельзя. О правительственном кризисе в Австрии российская пресса совершенно не пишет, ей интереснее идея неких австрийцев создать спортивный автомобиль по дизайну специалиста из Крыма.

Иван Преображенский