Posted 16 июня 2017,, 14:35

Published 16 июня 2017,, 14:35

Modified 30 марта, 22:58

Updated 30 марта, 22:58

Новый «веник Джексона»?

16 июня 2017, 14:35
Очередные санкции США, поддержанные Сенатом, в случае их введения могут больно ударить по экономике РФ и совместным проектам с ЕС.

Против новых антироссийских санкций, принятых Сенатом США, выступают не только главы МИД Австрии и Германии, но и Белый дом.

Главным новшеством новых санкций является их юридический статус. До этого все меры экономического и политического давления, которые вводили против России США в связи с Крымом и ее политикой на Донбассе, оформлялись президентскими указами. Отменить их, соответственно, также легко — одним росчерком пера главы американского государства.

Однако Сенат серьезно усложнил процедуру и соединил в один законопроект меры давления на Россию и Иран, приняв его 15 июня в третьем чтении. Теперь документ должен быть одобрен нижней палатой Конгресса, а затем передан на подписание президенту США Дональду Трампу.

Если все эти стадии будут пройдены, то американским компаниям и физическим лицам (а также любым их деловым партнерам, в том числе европейским компаниям) будут запрещены сделки с российскими банками с предоставлением финансирования более чем на 14 дней, притом что сейчас это ограничение равно 90 дням. Сходные ограничительные меры будут действовать и в энергетическом секторе, где также предполагается запретить продажу оборудования на сумму более $1 млн, что означает в этой отрасли, с учетом масштабов инвестиций, фактический запрет на любое техническое обновление. В то же время, по словам торгового представителя РФ в США Александра Стадника, новые меры могут напрямую затронуть и рынок российского госдолга. Он уточнил, что «Минфин США должен предоставить через 180 дней после принятия закона (в случае его принятия) доклад с предложениями по ограничительным мерам, которые пока не вполне понятны», и это может потребовать от России специальных мер, в том числе, по защите средств, инвестированных в иностранные (и в частности — американские) ценные бумаги. И со стороны России, которая только за последнее время вложила в американские ценные бумаги более $5 млрд (впервые превысив рубеж в $100 млрд инвестиций по этой статье), это предположение может звучать, в том числе, как угроза.

Впрочем, уже по тому, что Сенат США прямо вывел из-под новых санкций сотрудничество американского космического агентства НАСА с российскими партнерами, видно, что сенаторы явно не готовы бить по собственным национальным интересам и экономике.

В отличие от более ранних санкций, эти новые отменить будет весьма проблематично. Как показывает история, принятые законом ограничительные меры в США отменяют весьма неохотно. Этот документ фактически может стать аналогом поправки Джексона-Вэника, которая вводилась против СССР в наказание за создание препятствий для желающих эмигрировать евреев, однако действовала и против России в течение еще многих лет после распада Советского Союза. Из краткосрочных же последствий, как говорят многие эксперты, самые реальные — это возможность нового банковского кризиса в России и резкое падение курса рубля.

Неудивительно, что новый юридический статус санкций многих не устраивает, даже в самих США, и уж тем более — за их пределами. В первую очередь, против, разумеется, Россия, где говорят даже не о новом статусе, а о санкциях вообще. Например, президент Владимир Путин во время своей «прямой линии» говорил, что не видит причин для введения новых санкций.

Недовольство выразили также министры иностранных дел Австрии и Германии Кристиан Керн и Зигмар Габриэль. Причем Керн, как сейчас прогнозируется, скорее всего, станет федеральным канцлером Австрии уже этой осенью по итогам досрочных парламентских выборов.

Оба министра считают, что предлагаемые Сенатом США меры ударят исключительно по европейским компаниям. При этом, по их словам, налицо откровенный лоббизм поставок в ЕС американских углеводородов на замену российским. Например, новые санкции прямо ставят под удар реализацию проекта «Северный поток-2», несмотря на заявления «Газпрома» о том, что его европейские партнеры выделили до введения американских ограничений около $1 млрд.

Впрочем, в самих США тоже есть противники нового подхода к санкциям против России, предложенного Сенатом. Администрация Дональда Трампа, например, санкции пока не поддержала. А представители Госдепартамента США просто воздержались от того, чтобы комментировать заявления глав МИД Австрии и Германии. В Белом доме заявляют об эффективности действующих санкций, так что у Кремля явно еще есть шанс на то, что новые санкции против России не будут введены. И даже если Трамп и поддержит предлагаемые меры, в его внутриполитических интересах провести их своим указом, а не подписывать закон, который потом трудно будет отменить.

Иван Преображенский