Posted 8 августа 2017,, 06:20

Published 8 августа 2017,, 06:20

Modified 30 марта, 22:30

Updated 30 марта, 22:30

Порошенко повышает боевой дух армии гривной

8 августа 2017, 06:20
Большинство даже хорошо относящихся к России украинцев считают, что свои вооруженные силы им нужно укреплять, чтобы сохранить независимость.

Президент Украины Петр Порошенко на минувшей неделе пожаловал на праздник военных летчиков в Винницу не с пустыми руками. На нужды ВВС по его указу выделено свыше 1 миллиарда гривен. «На восстановление боеспособности, содержание, эксплуатацию и ремонт вооружения, военной техники Воздушным силам Украины выделено из государственного бюджета более 1 млрд грн. Это позволит поставить в воинские части более 40 основных образцов вооружения, техники», — сказал глава государства.

Он подчеркнул, что боевой состав уже пополнили отремонтированные и модернизированные самолеты, зенитные, ракетные и радиолокационные комплексы. «В течение первого полугодия после модернизации и ремонта в боевые военные части уже направлены самолеты Су-24М, Су-25М1, МиГ-29, Ан-26, Л-39, радиолокационные комплексы „Малахит“, „Пеликан“ и другие», — рассказал Порошенко.

Надо сказать, что доплаты участникам АТО уже значительно повышались в январе этого года, а общее финансирование сектора обороны и безопасности в государственном бюджете страны на 2017 год увеличено с 114 до 129 млрд гривен.

Судя по изменениям приоритетов финансирования нынешними украинскими властями, война на Востоке Украины заставила переосмыслить отношение ко многим вещам. Одна из них — Вооруженные силы. Когда в 2012-м году финансирование украинской армии достигло исторического минимума (13,5 млрд грн, или 1% от ВВП) в стране нашлось очень мало людей не из числа военнослужащих, которых возмутила эта ситуация. «Странно, что в перечень преступлений Януковича и его предшественников не включают предательское снижение финансирование армии, практически развалившее ее, — сообщил „Росбалту“ источник близкий к Генштабу ВСУ. — Состояние экономики страны вполне позволяло провести реформу вооруженных сил и создать небольшое, но крепкое войско. Об этом либо не думали, либо планомерно разваливали обороноспособность Украины. В этом вопросе неплохо было бы разобраться детальней».

Военные уже тогда предупреждали, но их никто не слышал, пишет Depo.UA. «Не удалось найти компромисса между оборонными потребностями и ресурсами государства. Можно рисовать воздушные замки, определять приоритеты, но если не будет достаточного финансирования и соответствующего отношения государства к будущему Вооруженных сил, в 2015-м или 2017-м годах нам нечем будет прикрывать ни небо, ни морское пространство», — заявил еще в 2011 году заместитель директора Департамента вооружения и военной техники Минобороны Сергей Бруль.

С высоты сегодняшнего дня эта информация выглядит пророческой и вполне логичной, а тогда она пролетала мимо ушей большинства граждан Украины, не вызывая особого резонанса, впрочем, как и предупреждения об опасности отказа от ядерного потенциала в свое время. В 2011-м для подавляющего большинства украинцев война казалась чем-то далеким и нереальным, а армия — чем-то ненужным.

Времена изменились, и сегодня именно от состояния вооруженных сил едва ли не больше всего зависит сам факт существования Украины как независимого государства. Так теперь считает большинство украинцев, даже, несмотря на конфликт с РФ, лояльно относящихся к русским. Правда, делать это в условиях разваливающейся экономики во сто крат сложнее, чем в период относительной предмайданной устойчивости.

Тенденция роста задолженности по зарплатам наблюдается на Украине уже полгода, в июне она закрепилась. Народный депутат от «Оппозиционного блока» Сергей Левочкин заявил, что по состоянию на 1 июля 2017 года долги составили 2,392 млрд гривен — это худший показатель за последнее десятилетие. Об этом сообщает пресс-служба нардепа. «2,4 миллиарда гривен долгов по зарплате к июлю — это антирекорд последнего десятилетия. Только за последний месяц задолженность выросла еще на 3,1% или на 71,7 млн гривен, а с начала года — на 33,6% или на 600,9 млн гривен. При этом более 96% прироста задолженности — следствие увеличения невыплат на экономически активных, работающих предприятиях. А значит, речь идет о системном ухудшении ситуации в экономике. От предприятия-должника к предприятию-банкроту — один шаг», — считает Левочкин.

А ВСУ, несмотря на крайне напряженное положение с деньгами, продолжают финансировать и увеличивать вложения в них. Из арестованных в госбанках Украины «денег Януковича» армия получила больше всех — почти 4,5 миллиарда гривен. В том числе на закупку вооружения и военной техники — 1 млрд, закупку и производство боеприпасов — 1,4 млрд, строительство жилья для военнослужащих — 1 млрд, современное вооружение и военную технику — 600 млн гривен. В частности, на выполнение опытно-конструкторских работ по разработке нового ракетного вооружения — 300 млн гривен, поставку бронетанкового вооружения БМ «Оплот» — также 300 млн.

Хотя представители ВСУ утверждают, что поступление озвученных правительством сумм не всегда соответствует действительности. Например, на август 2016-го, бюджет Министерства обороны Украины официально составлял 55,6 млрд гривен (притом, что военные просили 86,9 млрд), но при этом реальных денег было получено лишь 51,1 млрд. По словам источника в Минобороны, военных постоянно «срезают» на топливе, ремонте и закупке вооружения, тылового имущества и еще «по мелочи» — по связи, квартирам и тому подобное. «Графики проплат постоянно нарушаются, суммы занижаются, но, в общем, увеличение финансирования мы чувствуем. Обычно к концу года правительство старается догнать свои обещания, — делится с „Росбалтом“ источник. — Мы люди служивые, нам жаловаться не положено по уставу. Дали приказ — выполняй как хочешь. Стараемся, как можем».

При этом, по мнению украинских военных, хотя подход к финансированию армии изменился кардинально, рассчитывать только на свои силы не приходится — Украине без помощи извне не обойтись. Именно поэтому большие надежды они связывают с помощью от США. Особенно все воспряли духом после посещения Авдеевки спецпредставителем Госдепа США по Украине Куртом Волкером. В его речах они услышали нотки серьезных обещаний. И хоть он и не высказал стопроцентной уверенности в принятии положительного решения по поставкам летального оружия Украине, но вселил надежду.

Ее подкрепило и последовавшее вслед за визитом Волкера сообщение газеты The Wall Street Journal со ссылкой на американских официальных лиц о том, что сотрудники Госдепартамента США и Пентагона разработали план, предусматривающий поставки оборонительного вооружения Украине для противостояния «пророссийским боевикам на оккупированных территориях Донбасса». «Пентагон и госдеп разработали план по поставке Украине противотанковых ракет и другого оружия и ожидают одобрения предложений со стороны Белого дома», — отмечает издание.

По его информации, речь, среди прочего, может идти о противотанковых ракетных комплексах Javelin и о средствах ПВО. Собеседники газеты заверили, что глава Пентагона Джеймс Мэттис одобрил предложения. А представитель оборонного ведомства Мишель Балданца отметила, что «США не исключали вариант передачи летального оборонительного вооружения Украине».

Кроме перевооружения и качественного финансирования главными приоритетами для Украины в вопросе реформирования армии должны стать: строительство центров боевой подготовки, проведение критического самоанализа всей структуры ВСУ и Минобороны, а также подготовка сержантского корпуса. Об этом в интервью Цензор.НЕТ рассказал командующий армией США в Европе Бен Ходжес. По его словам, такой же путь в 1970-х прошли сами американцы после многотысячных потерь во Вьетнаме.

«Первое: центры боевой подготовки. Мы серьезно взялись за подготовку, — рассказал Ходжес. — Вы знаете, что в США есть Национальный тренировочный центр, в пустыне, есть Объединенный центр подготовки в Форт-Полк, Луизиана, а также есть учебный центр в Хоэнфельс, Германия. ВВС начали проводить регулярно учения в условиях, приближенных к боевым Red Flag/Blue Flag. Иными словами, номером один стало пристальное внимание к постоянным тренировкам и постоянному поддержанию высокого уровня боевой готовности. Только постоянные учения и тренировки помогли воссоздать армию».

Второе, что нужно Украине, по его мнению, — это провести критический самоанализ, который был попросту невозможен многие годы при советской системе. «Мы создали и внедрили так называемую постоянно действующую систему разбора ошибок и анализа проведенных операций (AAR, After Action Review). После каждых учений все, кто принимал участие, откровенно обсуждают под руководством лидера все, что произошло, и прежде всего изучают, что именно произошло не так, почему оно произошло не так, и как это исправить. Эта простая процедура помогла изменить армию, поскольку заставила нас быть честными с самими собой на всех уровнях. Теперь честность и самокритика — как кислород, мы без них уже ничего не делаем», — подчеркнул генерал.

Также, по словам Ходжеса, система обучения сержантов является важной, потому что именно сержантский корпус — это узел соприкосновения армии и общества. Хотя тут с генералом, несмотря на его авторитет, можно поспорить. Вооруженные силы СССР, опыт которых переняли его преемники, в том числе Украина, очень серьезно опирались на сержантский и старшинский состав, среди которого было 80% как раз украинцев.

Если с финансами и современным вооружением в ВСУ есть серьезные проблемы, то с переосмыслением военной доктрины и повышением боевого духа там все в порядке, считают специалисты. «Война в Донбассе сформировала украинскую армию. Это событие помогло солдатам получить осознание и мотивацию, — пишет эксперт Центра восточных исследований Анджей Вильк в своем блоге. — Также оно заставило администрацию Министерства обороны Украины и правительство приспособить структуру — впервые с момента ее создания — к реальным оперативным потребностям и потратиться на предотвращение краха в области обучения и оборудования, по крайней мере, до уровня, позволяющего вести войну на равных условиях с пророссийскими сепаратистами».

В общем, подвижки есть «на всех фронтах», и сделаны они в короткие сроки. Формально украинские вооруженные силы существуют уже более 25 лет — в прошлом году ВСУ как раз отмечали свой «серебряный» юбилей. Но реальный возраст армии Украины, наверное, можно смело делить на десять. Именно столько — два с половиной года — исполнилось армии современной Украины. Она уже рассталась с «памперсами» и готовится взрослеть. Правда, предсказать, какой в итоге получится ее «взрослость», не может никто.

Валентин Корж, Днепр, Украина