Posted 8 августа 2017,, 12:00

Published 8 августа 2017,, 12:00

Modified 30 марта, 22:29

Updated 30 марта, 22:29

«Балтийские музыкальные сезоны»: единение музыкой

8 августа 2017, 12:00
В Юрмале фестивали «попсы» сменила «классика». Как удалось привлечь на этот проект мировых звезд, рассказывает один из его организаторов Александр Гафин.

На самом знаменитом латвийском курорте — в Юрмале — в течение всего лета с большим успехом проходят «Балтийские музыкальные сезоны». О том, как удалось реализовать столь масштабный амбициозный проект с участием мировых звезд классической музыки и каковы дальнейшие планы фестиваля, в интервью «Росбалту» рассказал член Совета ведущего частного банка Латвии Rietumu Александр Гафин.

— После того, как концертный зал «Дзинтари» покинули российские фестивали, которые часто критиковали из-за «фанеры» и попсовой направленности, их место заняли безупречная классика и блестящее новаторство профессионалов мирового уровня. Уже само открытие нового фестиваля «Балтийские музыкальные сезоны», стартовавшего на высокой ноте концертом всемирно известного дирижера Риккардо Мути и созданного им оркестра имени Луиджи Керубини, прошло при аншлаге и показало, что интерес публики чрезвычайно высок. Что послужило примером в организации такого масштабного проекта?

— Я бы сказал иначе: время пришло. Латвия — страна, чья культура является неоспоримым мировым брендом. Нет человека в мире искусства, который не слышал бы фамилии Лиепа и Барышников, Кремер и Янсонс, Ополайс и Гаранча. Здесь жил великий Рихард Вагнер, начинал свой путь один из лучших дирижеров современности Андрис Нелсонс. Но при этом некоторое время назад классика, особенно в летний период, находилась на вторых ролях. Афиши пестрели огромным числом низкопробных попсовых и эстрадных фестивалей, концертов. После того, как часть из них по всем известным причинам ушла из Латвии, образовался некий вакуум. Его удалось заполнить новым, качественным контентом. И тут заслуга не только наша.

Я считаю, что нынешняя афиша «Дзинтари» является одной из лучших за долгое время. Она сочетает в себе и привычную попсоставляющую, и джаз, и, конечно, классику. А появилась во многом благодаря нынешней администрации зала во главе с Гунтарсом Кирсисом. Думаю, что нынешний микст способен существенно улучшить репутацию курорта, и уже в среднесрочной перспективе вывести Латвию в число ведущих стран по культурному туризму.

Мы же со своей стороны стараемся использовать возможность для приглашения лучших из лучших в мире классической музыки. И во многом получается. У нас уже выступили выдающийся дирижер Риккардо Мути, блистательный пианист Денис Мацуев, оперные звезды Элина Гаранча и Хибла Герзмава, невероятно востребованные мастера бельканто Лоуренс Браунли и Сара Кобурн. А впереди — один из лучших скрипачей планеты, обладатель всех мыслимых и немыслимых музыкальных премий Джошуа Белл и не уступающий ему по регалиям трубач Крис Боти. Его концерт закроет наш летний цикл. Между ними — в Опере — при поддержке «Балтийских музыкальных сезонов» пройдет концерт Young International Opera Stars, в котором выступят восходящие оперные звезды из разных стран мира.

— Приглашение мировых звезд классической музыки, оперы и джаза, время гастролей которых расписано на долгое время, требует огромной предварительной подготовки, к тому же это и весьма дорого. Как была организована эта работа, что требуется для реализации такого амбициозного проекта?

— Действительно фактор времени усложнял задачу. Мы стартовали минувшей осенью, и приходилось работать в режиме цейтнота. С одной стороны, гастрольный график большинства топовых исполнителей очень насыщен и формируется задолго, а с другой — расписание концертного зала «Дзинтари» также практически не оставляло «окон» для маневра. Безусловно, нам очень помогали агенты музыкантов, проникнувшиеся нашей идеей создания нового культурного центра на Севере Европы. Смотрели, у кого из музыкантов в это время проходят гастроли в этом регионе, у кого есть свободное время. И в целом с задачей справиться удалось. Мы сумели составить афишу «Балтийских музыкальных сезонов» из первоклассных исполнителей.

Что касается самой организации, то у Фонда есть попечительский совет — это известные латвийские и иностранные (в том числе российские) меценаты, стоявшие у истоков проекта, вдохнувшие в него жизнь. Благодаря им мы можем себе позволить приглашать мировые имена, сохраняя приемлемой стоимость билетов. На большинство концертов она варьируется от 15 до 75 евро. Полагаю, что мало где в мире вы найдете подобные цены на концерты Риккардо Мути (на фото) или Джошуа Белла!

Арт-директором «Балтийских музыкальных сезонов» является выдающийся латвийский режиссер и актер Андрей Жагарс, который определяет художественный вектор развития проекта. Есть люди, отвечающие за технические аспекты проведения мероприятий, включая транспорт, логистику, подготовку сцены и т. д. Есть партнеры, выполняющие различные маркетинговые и PR-задачи. Крайне важно, что мы стараемся собрать команду не только профессиональную, но и заинтересованную, «болеющую» проектом. Это необходимо, особенно когда ты связан с культурой и хочешь быть подвижником качественной музыки.

— О высокой планке фестиваля «Балтийские музыкальные сезоны» говорят имена, чьи концерты уже состоялись или еще пройдут этим летом — всемирно известный пианист-виртуоз Денис Мацуев, мировые оперные знаменитости Элина Гаранча и Хибла Герзмава (на фото), Лоуренс Браунли и Сара Кобурн, Кристина Ополайс и Павел Чернох, скрипач Джошуа Бэлл, трубач Крис Боти. Насколько подготовлена наша публика к восприятию высокого искусства?

— Одно то, что на наших концертах регулярно случаются аншлаги, говорит, что публика готова воспринимать высокое искусство. Более того, очевидно, что она понимает и любит классическую музыку, знает и ценит выдающихся артистов. Конечно, поход на концерт классики несколько отличается от посещения рок- или попвыступлений. Допустим, нельзя хлопать между частями произведения, нужно соблюдать определенный дресс-код — хотя бы не появляться даже на летнем концерте в шортах и кроссовках. В этом смысле проблемы иногда случаются, но они носят единичный характер. В целом, латвийская публика очень понимающая и знающая.

— На сцене «Дзинтари» выступали выдающиеся артисты — Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер и многие другие. Денис Мацуев, покоривший недавно Юрмалу и классикой — исполнением «Ночи на лысой горе» Мусоргского и Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского, и новой программой «Джаз в кругу друзей», назвал «Дзинтари» «намоленным местом». Зал «Дзинтари» известен своей неповторимой романтической атмосферой, однако, хотя он не совсем открытый — есть крыша, отражатель звука, но достаточно ли здесь акустики для исполнения классики? Да и латвийское лето известно своей непредсказуемостью. Возможно, такие концерты действительно стоит слушать в «специализированных» залах, и Риге стоит всерьез задуматься о постройке современного концертного зала?

— Не стоит забывать, что только в последнее время в Латвии построены прекрасные залы в Лиепае и Резекне, проведена реконструкция малого зала «Дзинтари». Надеюсь, что этот почин поддержат и Рига с Юрмалой. Правда, этот вопрос находится не в нашей компетенции. При этом ни у кого из музыкантов не возникло претензий к акустике и в «Дзинтари». У некоторых исполнителей агенты приезжали в Латвию заранее, за несколько месяцев до концерта, чтобы убедиться в возможности проведения мероприятия в Юрмале, ознакомиться с инфраструктурой. Кстати, многие летние фестивали, связанные с классической музыкой, проходят под открытым небом. Например, Оперный фестиваль Пуччини в Италии. В теплое время года именно «Зеленые театры» способны придать мероприятию неповторимую атмосферу, шарм. Кстати, оценили эту атмосферу президент Латвии Раймонд Вейонис и его супруга Ивета Вейоне.

Наши планы не ограничиваются летним сезоном. Уже в конце лета надеемся провести мероприятия в Риге. Совсем недавно в наш график вошел концерт Young International Opera Stars, организованный совместно с BKA (Baltijas Koncertu Agentura). В нем примут участие 10 восходящих оперных звезд из разных стран мира, являющихся стипендиатами известного Фонда SIAA-Foundation из Лихтенштейна. Событие состоится 29 августа в Латвийской Национальной Опере.

— Юрмалу нередко называют «Северной Ривьерой». Уже сейчас очевидно, что «Балтийские музыкальные сезоны» с огромной теплотой приняты взыскательной латвийской публикой, да и разноязыких туристов на концертах было немало. Можно ли надеяться, что фестиваль станет доброй традицией, которая привлечет не только местную публику, но и зарубежных туристов из России и Европы? Что в планах на будущее?

— Безусловно. Это одна из важнейших задач, которую мы перед собой ставим. Мы хотим, чтобы в Латвию приезжали туристы из разных стран мира, в том числе на классические концерты. Для этого созданы все условия. Уровень мероприятий очень высокий. Для кого-то будет интересно открыть новую страну, а для кого-то — это станет доброй традицией. Культурный туризм очень развит в Европе, и мы вполне вписываемся в его концепцию. В этом сезоне мы заняты активным продвижением в Германии, Великобритании, Израиле, России и ряде других стран. У нас партнерские отношения с гастрономическим фестивалем «Аль Фреско», в рамках которого после каждого нашего концерта гости могут попробовать блюда лучших шеф-поваров Латвии, что также вызывает интерес у иностранцев.

Уже в этом октябре мы планируем в Риге выступление одного из самых востребованных музыкантов Теодора Курентзиса, а будущим летом, к столетию Латвии, надеемся провести небывалый по величине фестиваль в Рундальском дворце, на который соберем всех звезд латвийской классической сцены, хотим организовать трансляцию этого мероприятия на один из европейских музыкальных каналов. В будущем мы хотим расширить нашу палитру, приглашая не только музыкантов, но и звезд балета.

— Открывший в этом году дирижер Риккардо Мути, автор книги «Сначала музыка, затем слова», признается: «Мир полон злобы. Музыка — один из важнейших элементов объединения людей. Сотрудничество в сфере культуры — путь к миру». Учитывая то, что Латвия является своеобразным мостом между Востоком и Западом, возможно, в этом смысле «Балтийские музыкальные сезоны» несут и совершенно особую гуманную и гуманитарную миссию?

— Так и есть. Язык музыки интернационален и не знает границ. Тот же Мути совсем недавно выступил в Иране с Тегеранским симфоническим оркестром. Концерт был фантастическим. Сложно даже представить значимость этого события для региона.

Искусство способствует миру, учит добру и терпимости. Чем больше будет образованных и интеллигентных людей, тем меньше будет войн и конфликтов.В этом смысле мы стараемся нести и определенную образовательную функцию. Концерты в рамках «Балтийских музыкальных сезонов» дают возможность прикоснуться к прекрасному, оценить и полюбить классику и оперу.

Беседовала Ольга Соколова, Юрмала