Posted 11 августа 2017,, 15:27

Published 11 августа 2017,, 15:27

Modified 30 марта, 22:27

Updated 30 марта, 22:27

Перекроют ли Киеву трубу?

11 августа 2017, 15:27
Глава Минэнерго Украины назвал политику относительно газотранспортной системы страны «бестолковой», подыграв России, которая постоянно говорит о ненадежности этого маршрута.

После развала СССР дружеские в ту пору отношения России и Украины уже омрачали два фактора: украинская газотранспортная система, приносящая обеим сторонам серьезную прибыль, и базирование российского флота в стратегически важном Крыму, откуда можно контролировать целый регион. С флотом на полуострове РФ «временно» (как считают на Украине) разобралась по своему усмотрению, и теперь российские корабли чувствуют себя там уже не «как дома», а дома вполне, а вот газовая труба, по которой РФ поставляет голубое топливо в Европу, остается постоянной проблемой. Только теперь конфликт перестал быть двусторонним — управлять газопроводом, кроме украинцев и опосредованно россиян, хотят еще и европейцы с американцами.

А после череды газовых скандалов у многих и вовсе возник вопрос: а способна ли реально украинская транзитная система при увеличении мощностей при необходимости обеспечить бесперебойное снабжение Европы природным газом? Другие считают, что высказываемые сомнения — это просто козни России, с целью обойти Украину и загрузить по полной «Северные потоки», а также защитить строительство «Южного». Хронологическая цепочка последних событий следующая.

В ответ на усиление санкций против РФ со стороны США Минэнерго России в очередной раз «накатало жалобу» в Брюссель на украинцев, ненадлежащим образом поддерживающих техническое состояние ГТС, что может нарушить энергетическую стабильность в Европе. «Минэнерго России из года в год говорит об изношенности украинской ГТС, недостаточных инвестициях в ее модернизацию и рисках транзита. С вице-президентом ЕК по Энергосоюзу Марошем Шевчовичем мы регулярно обсуждаем эту ситуацию», — рассказал журналистам представитель министерства.

Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик, опасаясь принять на свои плечи весь груз ответственности, пожаловался в прессе на «Нафтогаз», сокращающий, по его словам, инвестиции на содержание газопровода. «Я считаю бестолковой политику «Нафтогаза» относительно транспортной системы, они уже ее для себя, скажем, зачеркнули и не рассматривают в 2019 году. Мало того, с такой позицией НАК «Нафтогаз Украины» мы можем дойти до того, что «Укртрансгаз» может быть технически не готов к прокачке газа. Если она (ГТС) будет не готова, это будет катастрофа», — об этом министр заявил в эфире программы «Перша шпальта».

Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев, в свою очередь, обвинил Насалика в неспособности эффективно провести реформу в своем ведомстве, да и вообще в излишнем «словоблудии». По мнению Коболева, заявления министра наносят Украине многомиллионный ущерб. «В прошлом году громкие заявления министра о недостаточности газа в украинских ПХГ стали одной из главных причин спекулятивного роста цен на газ в ЕС, что стоило Украине несколько десятков миллионов долларов, на которые выросла цена импортируемого газа. Теперь — заявления о неспособности украинской газотранспортной системы прокачивать газ, — написал на своей странице в Facebook руководитель «Нафтогаза». — Есть такие друзья, с которыми и враги не нужны».

В Евросоюзе задумались и взяли паузу. Видимо, пытаясь составить для себя более детальную «картинку» о технических возможностях спорного газотранспортного пути, европейцы предложили перенести ранее назначенные на август консультации с Москвой по транзиту газа через Украину на осень.

В действительности трудно сказать, есть ли реальные предпосылки переживать за технические возможности украинского трубопровода. По мнению экспертов, Москва просто вообще не хочет зависеть от Украины в вопросах поставок газа в Европу. Преодолевая мощное международное сопротивление, РФ строит другие, обходные газопроводы и пользуется для реализации этих проектов любыми дипломатическими уловками и политическим давлением. Штаты же «продавливают» интересы своих компаний, постепенно заводя их на газодобывающий рынок Украины, считает независимых харьковский социолог Олег Пухарцев. «Заодно, блокируют новые инициативы России, чтобы окончательно установив полный контроль над Украиной, держать за «причинное место», во-первых, РФ, вынужденную поставлять топливо в Европу по выгодному США на данный момент маршруту, во-вторых, Евросоюз, получающий в этом случае практически безальтернативную поставку, подконтрольную американцам, в-третьих, Украину, которой некуда деваться, и она готова лечь под чье угодно покровительственное крыло, лишь бы не быть окончательно съеденной Россией», — поделился с «Росбалтом» своим мнением эксперт.

Вопрос с недофинансированием «Укртрансгаза» возник неожиданно. До этого все было тихо-гладко, шли доклады об успехах в реформировании отрасли и грандиозных планах на будущее. В ноябре 2016 года Кабинет министров в рамках реформирования НАК «Нафтогаз Украины» принял решение о создании новой компании-оператора ГТС, которая будет заниматься именно транзитом — ПАО «Магистральные газопроводы Украины».

В апреле этого года премьер-министр Украины сообщил о еще одном радостном событии: Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» и оператор газотранспортной системы «Укртрансгаз» подписали меморандум о взаимопонимании по поводу совместной оценки возможностей сотрудничества в использовании и развитии ГТС страны с компаниями SnamS.p.A. (Италия) и Eustream A.S. (Словакия). «Это хороший сигнал о доверии к Украине и об уверенности в важности нашей ГТС для Европы. Мы убеждены, что сохраним свои позиции на рынке транспортировки газа», — прокомментировал Владимир Гройсман эту новость в Facebook. — А сотрудничество, которое сегодня развивается, позволит использовать международный опыт и знания для трансформации украинского оператора по европейским стандартам».

Премьер утверждал, что интерес к сотрудничеству проявили и другие европейские операторы, и Украина даже будет проводить конкурс на лучшее предложение. «Окончательное решение относительно возможного партнерства, согласно закону «О рынке природного газа», будет принимать украинская власть», — отметил Гройсман. Правда, это его заявление вызвало немало сомнений у газовиков: «Будет, будет. Если ей, конечно, позволят это сделать кураторы».

Тем не менее, в ПАО «Магистральные газопроводы Украины» в четвертом квартале будет создан наблюдательный совет, который будет состоять из 7 членов: четырех независимых и трех представителей государства. «Создана комиссия по конкурсному отбору наблюдательного совета ПАО «МГУ», куда вошли представители Минэнергоугля, Еврокомиссии, Энергетического сообщества, ЕБРР, Всемирного банка — всего 16 человек», — сообщил на пресс-конференции замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Прокопив.

Ранее, по информации «МГУ», Украина за первые шесть месяцев увеличила импорт газа более, чем в два раза. С января по июнь было импортировано 7 млрд куб. метров газа, тогда как за тот же период прошлого года этот показатель составил 3 млрд куб. м. При этом собственная добыча в первом полугодии составила 10,3 млрд кубов, в прошлом году — 10 млрд. За шесть месяцев в подземные хранилища было закачано 3,7 млрд куб. метров газа, в предыдущем году — всего 1,3 млрд.

Также «позитив» отмечался и в отчетах по ремонтным работам на газопроводе «Союз», после чего среднесуточный транзит природного газа через ГТС Украины восстановился до уровня 220-235 млн куб. Кроме того, чтобы успокоить европейских партнеров, власти пошли на беспрецедентный шаг: отныне руководить украинской газовой трубой будет гражданин Польши. Наблюдательный совет «Нафтогаза» согласовал избрание Павла Юзефа Станчака на пост президента «Укртрансгаза». Станчак более 25 лет работает в области транспортировки, распределения и хранения газа. В 2003—2004 годах он трудился в польской газовой компании PGNiG и руководил созданием независимого оператора ГТС Польши Gaz-System S.A. О том, что польский специалист может возглавить «Укртрансгаз», стало известно 4 августа. Ранее из компании уволили вице-президента Игоря Бурака — его подозревали в хищении 140 млн гривен, однако уголовное дело не заведено.

Но еще раньше, в мае, российский «Газпром» договорился с несколькими европейскими партнерами, включая австрийскую нефтегазовую компанию OMV, о финансировании газопровода «Северный поток-2», по которому Россия планирует поставлять газ в Европу в обход Украины. Общие затраты на реализацию проекта оценивались примерно в 9,5 млрд евро. Вклад каждой из пяти европейских компаний — партнеров «Газпрома» — составляет 950 млн евро.

Финансирование проекта даже успело вступить в практическую фазу. В середине июня «Газпром» сообщил, что получил от партнеров более 1 млрд евро. Об этом было заявлено незадолго до того, как Сенат США подавляющим большинством поддержал законопроект о новых «наказаниях» РФ, предусматривающий среди прочего возможность для президента Трампа наложить санкции на компании, оказывающие поддержку строительству российских экспортных трубопроводов. Документ также декларирует намерение США противодействовать строительству «Северного потока-2» — от ограничений на финансирование до запрета на поставки оборудования.

Угроза уже заставила задуматься Германию. Федеральное сетевое агентство Bundesnetzagentur (BNetzA) отказалось включить в план развития газовых сетей пять проектов, связанных с газопроводом «Северный поток-2». Об этом говорится в сообщении пресс-службы немецкого регулятора. «Пять проектов связаны с расширением NordStream и, по оценкам BNetzA, еще слишком ненадежны. Их следует принять в план развития газовых сетей лишь тогда, когда появятся разрешения на строительство расширения NordStream, —заявил президент BNetzA Йохен Хоманн. — Дорогостоящие меры расширения немецкой газовой сети должны приниматься только тогда, когда они продиктованы требованиями безопасности».

После этого Украине вроде можно было бы начинать праздновать победу, но внезапно пришло новое сообщение, позволяющее сделать вывод, что не все европейские партнеры «Газпрома» испугались санкций — некоторые готовы рисковать деньгами. Австрийский нефтегазовый концерн OMV перевел компании NordStream 2 AG 200 млн евро в рамках финансирования газопровода «Северный поток-2». Об этом, как сообщает Reuters, заявил глава OMV Райнер Зееле. Накануне Зееле сказал, что пока рано говорить о том, как именно новые санкции США скажутся на России, но добавил, что надеется на реализацию финансирования проекта «Северный поток-2» по плану. Так что окончательно ставить точку в «войне газопроводов» пока, видимо, рано.

В качестве контрмер на российские выпады, компания «Нафтогаз Украины» намерена увеличить требования к «Газпрому» по иску о транзите на $5 млрд, об этом сообщил ее коммерческий директор Юрий Витренко в эфире украинского «5 канала». «По транзитному контракту мы рассчитываем на решение по нашему иску. Наши исковые требования — более $13 млрд, а мы еще выставим более $5 млрд, — пообещал Витренко. — Исковые требования «Газпрома» составляют $7 млрд. Мы рассчитываем, что по нашим искам мы получим справедливую компенсацию».

Свои претензии «Нафтогаз» объясняет опасениями по поводу того, что «Газпром» не будет использовать ГТС после 2020 года и Украина потеряет из-за этого $16 млрд. «Поскольку «Газпром» заявлял, что не будет использовать украинскую ГТС, то мы не можем ожидать транзита после 2020 года, — отметил Юрий Витренко. — В связи с этим, эти $16 млрд, которые мы получили бы потом, мы должны получать сейчас в соответствии с европейскими принципами».

Вообще, откуда взялись сомнения в технических возможностях украинского газопровода, — непонятно. Ведь согласно рапортам ответственных лиц, все было хорошо, газотранспортная отрасль крепчала, обещая твердо встать на ноги. В 2016 году «Нафтогаз» получил 22,5 миллиарда гривен чистой прибыли, тогда как в 2015 году — 35 миллиардов чистого убытка. А чтобы еще больше «укрепиться», НАК с 1 октября заложила увеличение стоимости газа для населения на 19% — до 5873 гривен (примерно 13,7 тыс. руб.) за тысячу кубометров.

Правда, Владимир Гройсман это делать «Нафтогазу» пока запретил, но народ доверяет словам премьера все меньше. Так уже было, когда Гройсман успокаивал неимущих потребителей, заверяя, что благодаря субсидиям они не почувствуют увеличения тарифов. В итоге людей в очередной раз ограбили, опошлив в общем-то неплохую идею.

Валентин Корж, Днепр, Украина