Posted 5 сентября 2017,, 05:05

Published 5 сентября 2017,, 05:05

Modified 30 марта, 22:14

Updated 30 марта, 22:14

РФ и Белоруссия собрались воевать с «Вейшнорией»

5 сентября 2017, 05:05
Придуманная для учений «Запад-2017» «страна» стала необычайно популярна в интернете. Уже предлагаются ее «паспорта» и «гражданство».

Когда организаторы российско-белорусских учений «Запад-2017» на пресс-конференции озвучивали их сценарий, они даже не подозревали, что создают не просто интернет-мем, в считанные часы захвативший белорусский сегмент Интернета. Они, по сути, создали социальное явление — «альтернативную» Белоруссию, в которой, как оказалось, хотели бы жить очень многие. Годами лидеры оппозиции не могли сформулировать свое видение «страны мечты». И это за них сделали какие-то офицеры.

Все началось 29 августа, когда начальник Генштаба Вооруженных сил Белоруссии Олег Белоконев провел пресс-конференцию, посвященную предстоящим через две недели российско-белорусским учениям «Запад-2017». После долгого рассказа о том, как коварное НАТО не менее коварно подползает к границам России и Белоруссии, Белоконев озвучил сценарий учений, который, по его словам, в Минобороны выбирали исходя из событий в странах Ближнего Востока и Европе.

«В основу замысла положен один из подобных вариантов возникновения кризисной ситуации нарастания конфликта, связанных с возрастанием активности деятельности незаконных вооруженных формирований, международных сепаратистстких и террористических организаций, имеющих внешнюю поддержку», — объяснил Белоконев.

По сценарию противники условно расположены в пределах границ Белоруссии. С одной стороны — «Северные» (Россия и Белоруссия) с другой — «Западные». Это коалиция заинтересованных государств — Вейшнория, Весбария, Лубения. Под Весбарией и Лубенией ситуативно и географически легко угадываются Польша и Литва. А вот условное государство Вейшнория штабные офицеры расположили в северо-западной части реальной территории Белоруссии. По легенде учений, обстановка в регионе обострилась из-за стремления Вейшнории при поддержке Весбарии и Лубении напасть на Союзное государство России и Белоруссии.

«По подобному сценарию начинались все вооруженные конфликты в последнее время, — объяснил Белоконев. — В свою очередь Белоруссия, по сценарию учений, стремится не допустить развязывания вооруженного конфликта, дестабилизации обстановки в регионе, а Россия оказывает ей политическую поддержку, финансовую, военно-техническую и военную помощь. Из этого замысла и определена цель учений: подготовка и применение группировок войск в интересах обеспечения военной безопасности Союзного государства.

Наконец, именно на территории Вейшнории оказалась Белорусская АЭС, которая строится на деньги России на границе с Литвой, и которая уже стала поводом для серьезного конфликта между официальными Вильнюсом и Минском.

От юмора к вещам посерьезнее

Выдуманная Вейшнория моментально стала жить своей собственной жизнью. Безобидные шутки типа «Хочу эмигрировать в Вейшнорию» быстро сменились более политизированными. Вроде такой: «Правительство Беларуси уже обратилось к Вейшнории с просьбой о выделении кредита. Размеры кредита уточняются. В обмен официальный Минск пообещал разрешить ретрансляцию вейшнорийского телевидения в кабельных сетях и принять меры по расширению школьництва на вейшнорийском языке». Это уже прямая аллюзия на отношения Белоруссии и Польши.

Уже к вечеру 29-го силами пользователей были созданы карты, герб и флаг, а также несколько вариантов гимна Вейшнории и даже посвященные этой стране комиксы. История, правительство и прочие атрибуты несуществующей страны появлялись один за другим. В большинстве случаев — прописанные с большой долей иронии. Местные предприниматели уже начинают выпуск обложек для паспортов с символикой Вейшнории.

Но чем больше появлялось шуток, тем больше людей говорили о существовании Вейшнории вполне серьезно. 30 августа в «Википедии» появились странички, ей посвященные — сперва на белорусском, а вскоре и на русском) языках. Одновременно в Интернете начали появляться сайты как бы государственных ведомств Вейшнории. Появился и «официальный сайт» самой страны на котором, в частности, можно оставить заявку на получение «паспорта». Таких заявок уже подано почти 4000.

Десять фактов о Вейшнории, которые вы не знали (народное творчество):

1. По легенде название происходит от древнего племени вейшов, которых никто никогда не видел.

2. Столица Вейшнории — королевский город Гродно, соответственно, сама Вейшнория является королевством.

3. Но при этом у Вейшнории есть правительство в изгнании, считающее Вейшнорию республикой. Вейшнорская Народная Республика не была признана никем, кроме России, правительству которой понравилась аббревиатура ВНР.

4. Государственным языком Вейшнории является не русский и не белорусский, как некоторые думают, а вейшнорский, правда, на нем никто не говорит. Тем не менее 89% вейшнорцев указали его языком домашнего общения и назвали родным.

5. На главной площади столицы Вейшнории стоит памятник Ленину, который даже не был вейшнорцем. Некоторые вейшнорцы верят в то, что Ленин основал Вейшнорию, другие считают, что он обещал древним вейшнорцам зарплату по 500 долларов.

6. Вейшнория имеет древнюю историю, которую не знает никто из вейшнорцев, но каждый образованный вейшнорец убежден, что эта история тысячелетняя и очень славная.

7. На территории Вейшнории строится АЭС, на деньги России, отдавать которые будет Беларусь. А вы думаете какой народ самый хитрый?

8. Старинная национальная забава вейшнорцев это езда «на закупы» в Литву и Польшу. Обычай этот считается очень древним и важным. Правительство Вейшнории готовит законопроект об обязательной езде «на закупы» для всех граждан страны.

9. Почти каждый вейшнорец имеет «карту поляка», при этом никто из вейшнорцев себя поляком не считает.

10. Национальный герой Вейшнории — Позняк. Но сами вейшнорцы об этом не знают.

«Как бы смешно это ни звучало, но белорусские военачальники, сами того не подозревая, запустили информационную реакцию, которая скорее всего, приведет к созданию виртуальной государственности Вейшнории. Людям нужно во что-то играть, — считает политолог Павел Усов. — Тем более, что Вейшнория это мечта о нормальной стране — политическая сублимация. Это все то хорошее, чего сейчас нет в Беларуси, — это позитивное ее отражение».

Призрак сепаратизма

Пока большинство пользователей белорусских соцсетей упражнялось в остроумии, более серьезные аналитики восприняли хайп вокруг «Вейшнории» как недобрый знак.

«Интернет-люд истосковался по «другой Беларуси». Государство, управляемое Лукашенко Александром Григорьевичем, для значительной части интернет-сообщества является, как бы тут помягче, сказать… мачехой что ли, — пишет на своей странице в Facebook белорусский журналист польского происхождения Анджей Почобут. — На этом фоне Вейшнория с ее мифической армией, гербом, флагом и угрозой в адрес «генштаба», становится объектом воздыханий и тоски о нормальном европейском государстве, где гражданин не является придатком к органам власти, а полноправным субъектом общественной жизни и может влиять на свое государство. Вейшнория стала эдаким интеллектуальным прибежищем, разрядкой для длящегося десятилетиями стресса. По принципу — ведь могло бы быть и у нас нормально».

Однако, как указывает Почобут, у этого явления есть своя обратная сторона. На легкость, с которой генералы нарисовали карту, объединив выделяющийся в этно-религиозном плане регион и объявив его врагом, ответом стала легкость, с которой люди включились в эту игру.

«Несмотря на всю опереточность происходящего, это явление нельзя недооценивать. Возникает вопрос: не станет ли другая часть общества, томимая своими фантомными болями, с таким же азартом скандировать лозунги «народных республик»? Потому что вместо «другой России» которую вот уже 23 года строит Лукашенко, многим белорусам вдруг нестерпимо захочется в ту самую настоящую матушку-Россию, которую они знают из телевизора… Игры с сепаратизмом — это всегда игры с огнем», — резюмирует журналист.

Похожей точки зрения придерживается политический обозреватель Юрий Дракохруст. «В существующем сценарии учений огромная опасность на самом деле присутствует. Не то чтобы прямая военная — ой, Россия захватит Беларусь. В это, полагаю, мало верят даже те, кто озвучивает подобные алармичные прогнозы. Так, а в чем опасность? А в Вейшнории, в вызове метафизики, магии государственности, — пишет он. — Что я имею в виду? То, что не могу представить себе российского генерала, который разработает сценарий учений, а тем более покажет их карту, на которой указаны одна сторона — Россия, а вторая — какая-то часть того, что в России сейчас считается ее неотъемлемой частью. Причем неважно что — Крым, Дальневосточная республика (была такая в годы Гражданской войны), независимая Кавказия, да что угодно. Сорвали бы с такого генерала погоны. И это особенность не только России. Карта учений в Литве, где Вильнюс и прилегающие территории обозначались бы заграницей, карта польских учений, где Белостокское воеводство, обозначенное как-то иначе, чем Польша, сценарий учений в США, где Техас обозначен не Соединенными Штатами, — так не бывает, это невозможно».

По мнению Дракохруста, до последнего времени в Белоруссии существовало солидарное национальное табу на обсуждение, тем более на стеб по поводу пересмотра существующих границ страны. Нынешнее веселое обсуждение это табу ослабляет. «Прикольные карты можно же по-разному рисовать: Вейшнория на северо-западе — как забавно, какая-нибудь Витебская народная республика — также чрезвычайно остроумно. Но если падает табу на одно, почему оно должно сохраняться на другое? Этих демонов лучше не будить, они могут и проснуться и причем самым неожиданным образом», — резюмирует обозреватель.

Весьма вероятно, что за месяц учений придуманная «Вейшнория» закрепится для неформального определения региона Белоруссии с преобладанием или значительной долей в структуре местного населения католиков. Ведь раньше даже обобществленного названия для его лаконичного определения просто не существовало. Но не факт, что все ограничится только этим.

Белорусский писатель Винцесь Мудров считает, что резонанс вокруг вымышленного государства разжигает сепаратистские настроения. «История с Вейшнорией, которая заполонила информационную ленту, это не что иное, как умышленное разжигание сепаратистских настроений в стране, — говорит он. — Ведь среди «вейшнорцев» явно найдутся те, кто ухватится за идею отделения указанной территории и создания там независимой страны, вектор развития которой будет направлен на Запад».

Денис Лавникевич, Минск