Posted 19 сентября 2017,, 15:32

Published 19 сентября 2017,, 15:32

Modified 31 января, 16:51

Updated 31 января, 16:51

Марин Ле Пен теряет партию

19 сентября 2017, 15:32
В то время как рейтинг Макрона продолжает снижаться, а «Национальный фронт» лихорадит, лидером симпатий французов становится «левак» Меланшон.

Франция делает левый поворот. По крайней мере, такой вывод можно сделать на основании последних внутриполитических событий и по данным актуальных соцопросов. В первую очередь, продолжает достаточно быстро снижаться рейтинг действующего президента Эммануэля Макрона. Французы стремительно разочаровываются в своем самом молодом президенте. По данным опроса, опубликованного 18 сентября компанией Odoxa, по сравнению с июнем, французский президент потерял поддержку 14% своих сограждан — сейчас его работу одобряют только 44% французов.

Интересно, что снижается и популярность премьер-министра Эдуара Филиппа. Пока он держался в тени главы государства, по данным других социологических служб, например, опросов Ifop, популярность председателя правительства даже слегка росла. Однако сейчас, по данным Odoxa, рейтинг Филиппа снизился по сравнению с июнем на 11% и достиг отметки в 46%. Это, вероятно, связано с тем, что премьер начал, наконец, активно действовать — как во внутренней политике, так и во внешней.

В «минус» Филиппу идет, в первую очередь, с трудом проводимая реформа рынка труда, против которой выступило большинство профсоюзов. Вдобавок недавно французский премьер встречался с немецким канцлером Ангелой Меркель — при том, что французов, как уже заметили аналитики, очень раздражает крен Эммануэля Макрона и его «команды» в сторону внешней политики.

Главный же итог лета — 56% французов (это на 15% выше июньских показателей) полагают, что действующий глава государства плохо справляется со своими обязанностями. При этом партии Макрона «Вперед, республика!» менее чем через неделю, 24 сентября, предстоит испытание частичными выборами в Сенат. Напомним, что французы раз в три года выбирают примерно половину сенаторов — при том, что срок мандата члена высшей палаты парламента составляет шесть лет.

Если сторонники Макрона сейчас победят, то, с учетом нынешнего баланса сил в Сенате, получат большинство в верхней палатой парламента на ближайшие три года — до следующих частичных выборов. Однако, по данным Odoxa, 64% французов желают президентской партии поражения. Они не хотят, чтобы она смогла взять под свой контроль сенаторов так же, как сейчас она контролирует большинство мест в нижней палате парламента — Национальной ассамблее.

При этом сложности во французской политике, надо заметить, не только у Эммануэля Макрона. В тяжелом положении оказалась более популярная в России, чем во Франции, лидер партии «Национальный фронт» (НФ) Марин Ле Пен. Еще в мае она вышла во второй тур президентских выборов и стала главным конкурентом Макрона. Однако затем ее партия с треском проиграла парламентские выборы. А сейчас «Национальный фронт» и вовсе оказался на грани раскола из-за конфликта Ле Пен со вторым номером в партии — ее вице-президентом Флорианом Филиппо.

Соратники лидера НФ потребовали от влиятельного функционера, чтобы он оставил пост главы ассоциации «Патриоты», которая, в теории, может когда-нибудь стать политическим конкурентом национал-популистов Ле Пен. Ходят слухи, что Филиппо также недвусмысленно предлагают покинуть и «Национальный фронт», но он публично уже отказался это сделать. Политик утверждает, что хочет сделать из партии главную оппозиционную «правую» силу и никакие происки Ле Пен и ее окружения ему не помешают.

Аналитики уже говорят о возможности раскола «Национального фронта», ослабленного двумя подряд политическими поражениями: на президентских и парламентских выборах. Есть даже шанс, что в итоге партию придется покинуть и Марин Ле Пен — подобно тому, как она в свое время вытеснила с поста партийного лидера родного отца, Жан-Мари Ле Пена.

Между тем, пока у центристов и правых популистов растет число проблем, популярность набирают «левые», главным представителем которых во время президентских выборов выступил Жан-Люк Меланшон. Этого политика, которого иногда называют идейным наследником просоветских французских коммунистов, поддерживают 68% избирателей, придерживающихся левых взглядов, а в целом по Франции, по данным Odoxa, он может сейчас рассчитывать на 32% голосов.

Популярность этого социал-популиста растет на фоне спорных реформ, проводимых и анонсированных президентом Эммануэлем Макроном и правительством Эдуара Филиппа. Конечно, у Меланшона не так много шансов удачно выступить со своими соратниками на выборах в Сенат, во время которых избиратели традиционно голосуют в основном за респектабельных буржуазных кандидатов. Но в целом из-за политики Макрона и его реформ, настроения во Франции, похоже, вновь делают «левый поворот». Так что в следующем электоральном цикле у «леваков» есть шанс побороться с макронистами за власть, а может быть и взять пост главы государства, если рейтинг нынешнего президента продолжит падать так же быстро.

Иван Преображенский