Posted 11 октября 2017,, 14:31

Published 11 октября 2017,, 14:31

Modified 30 марта, 21:53

Updated 30 марта, 21:53

О Европе по-русски

11 октября 2017, 14:31
Может ли наша страна предлагать соседям сценарии будущего? Судя по состоявшемуся в Берлине Форуму Немцова, вполне.

Последние месяцы в России активно обсуждается тема будущего страны. О ней говорят и оппозиция, и официальные идеологи. При этом пресса уверяет, что Кремль для предвыборной президентской программы Владимира Путина никак не может придумать образ «прекрасной новой России», который не создавал бы проблем для действующей власти и одновременно понравился большинству населения. Общим местом стало говорить, что страна живет, обсуждая исключительно проблемы прошлого, оставаясь в страхе перед неясным будущим, попытки заглядывать в которое становятся все более опасными.

Эту тенденцию попробовали переломить организаторы международного Форума Бориса Немцова, который проходил 9—10 октября в Берлине. В их числе не только глава Фонда Немцова журналист и общественный деятель Жанна Немцова, но и, например, руководитель московского представительства Фонда имени Фридриха Наумана Юлиус фон Фрайтаг-Лорингховен.

Форум Немцова проходит во второй раз и, похоже, становится едва ли не главной зарубежной интеллектуальной площадкой, где российское экспертное сообщество может свободно обсуждать актуальные проблемы. Делая это без опасений, что в зал ворвутся, например, противники фильма «Матильда» с вилами, либо же конференцию запретит какое-нибудь подразделение российских правоохранительных органов на основании, скажем, того, что в зале заседаний развешаны плакаты, посвященные столетию русской революции 1917 года якобы «экстремистского содержания».

Принципиально важно, что Форум Немцова — это не очередная «провинциальная тусовка» с разговорами о самих себе, куда иностранные участники заходят послушать, что же думают россияне о настоящем собственной страны. Уже нынешняя конференция показала, что организаторов (да и участников) форума будущее волнует куда больше, чем прошлое, что они готовы и способны дискутировать, не зацикливаясь на фигуре Владимира Путина, а главное, — что речь идет именно об общемировом контексте и роли России в нем.

Не ограничивались большинство участников и осуждением российского настоящего, как это часто бывает, когда пугающая констатация сложившейся ситуации обессиливает и мешает говорить о перспективах ее развития. «Слоганом» форума можно назвать слова исполнительного директора Transparency International Елены Панфиловой о том, что надо обсуждать будущее, избегая «ловушек» современности, в которых застряла Россия. Это продуктивнее, чем жить прошлым.

Правда, началась конференция все же с довольно жесткой характеристики актуальной ситуации в России и ее стремления жить, «повернув голову в прошлое», которую в своем выступлении сделала писатель Алиса Ганиева.

Собственно же дискуссии начались как раз с обсуждения одного из наиболее неоднозначных современных феноменов: политического популизма. Эксперты спорили, можно ли сравнивать Владимира Путина, Реджепа Эрдогана, Дональда Трампа и таких европейских лидеров как, например Виктор Орбан. А также, какие из режимов, возглавляемых популистскими лидерами, можно считать демократическими, и почему.

Наконец, поскольку форум проходил в Берлине, не обошлось и без обсуждения национал-популистов из партии «Альтернатива для Германии». По мнению политолога Марии Снеговой, тот факт, что по итогам выборов АдГ прошла в Бундестаг, это благо, поскольку протестная активность не выйдет теперь на улицы. Большинство немецких участников дискуссии с этим не согласились. По их мнению, такой успех радикалов, скорее, зло и вредит парламентаризму.

Затем наступило время неформальных дискуссий в группах о будущем. Опять же не одной России, а в рамках темы «Лидеры и общество в России и Европе: куда мы движемся?». Участники форума дебатировали о новых формах мирового порядка, культуры, гражданственности, экономики, коммуникаций и разделительных линий. Стоит заметить, с разным успехом, потому что, например, оказалось, что обсуждать новые медиа уже практически нет смысла — слишком уж они старые и даже базовая терминология уже несколько «навязла в зубах».

Дискуссия о культуре балансировала между желанием поговорить и прошлом и попытками отдельных участников свести ее к обсуждению особенностей биографии российского министра культуры Владимира Мединского в связи с темой «репрессий» против отдельных деятелей культуры. Но в итоге она вышла на обсуждение перспектив развития искусства в современной России — о том, как творческое сообщество должно создавать новые «институты» или сообщества, чтобы сохранить аудиторию, которая в России постепенно исчезает, уезжая за рубеж или уходя во внутреннюю эмиграцию.

«Новый прекрасный мировой порядок», образ которого сложился по итогам ряда дискуссий, некоторых участников форума вначале напугал своей жесткостью и неизбежностью замены США на целый институт «мировых жандармов» из числа региональных держав, а также перспективами появления новой системы международных санкций. Но затем выяснилось, что идея создания новых активных международных институтов вместо нынешних, не справляющихся с ситуацией, вроде ООН, в основном возникла за счет недопонимания некоторых формулировок.

Одной из ключевых, но и наиболее сложных стала дискуссия о разделительных линиях, которых все больше появляется в мире, в том числе, между Россией и Евросоюзом. И тут, надо отметить, прогнозы не были оптимистичны. Впрочем, позитивно уже то, что такие темы обсуждаются на форуме, который как раз и нужен для преодоления этих разделительных линий — если не на уровне государств, то хотя бы между экспертами из России и стран ЕС.

Иван Преображенский, Берлин