Posted 2 ноября 2017,, 09:53

Published 2 ноября 2017,, 09:53

Modified 31 января, 17:21

Updated 31 января, 17:21

Белоруссия собирает китайские авто, мечтая об «Индустрии 4.0»

2 ноября 2017, 09:53
В РБ господдержка всего, что содержит слово «инновация», приобретает несуразные формы: на выставках демонстрируются даже «умные» пепельницы и болты.

Как заявили ведущие экономисты, принимавшие участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 году, мир стоит на пороге четвертой промышленной революции — «Индустрии 4.0» (Industrie 4.0). Она связана со становлением шестого технологического уклада. То есть основные направления технологического развития теперь — системы искусственного интеллекта и глобальные информационные сети. Их прогресс влечет за собой дальнейшую глобализацию экономики, формирование единого мирового рынка товаров, капитала, труда.

Конечно, в белорусском правительстве публикации современных экономистов тоже читают. Только понимают по-своему — через призму «государственных интересов». Потому в Белоруссии были утверждены именно государственные программы развития цифровой экономики и информационного общества и инновационного развития республики на 2016—2020 годы.

Результат всех этих усилий получается противоречивый. С одной стороны, Белоруссия действительно по уровню развития информационно-компьютерных технологий опережает все страны СНГ. Но это еще наследие СССР, в котором БССР была самой технологически развитой республикой. Сегодня же «грамотно» подготовленная госорганами статистика позволяет ей занимать высокие места в международных рейтингах.

Согласно Индексу развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Международного союза электросвязи, Белоруссия занимает первое место в СНГ и 31-е в мире, а по темпам развития входит в десятку. Соседями Белоруссии по рейтингу оказались Израиль и Чехия. С другой стороны, инновационная политика Беларуси выстроена так, что государственное финансирование с легкостью получают государственные же предприятия, которые «ради денег» с успехом инициируют совершенно бессмысленные «инновации». Скандалы, разгоревшиеся в нынешнем году, яркое тому подтверждение.

Инновационный абсурд

Белорусская практика такова: если предприятие (государственное или с госучастием, или работающее по госконтракту) заявляет, что оно приступает к выпуску инновационной продукции, то может рассчитывать на множество льгот — от дополнительного госфинансирования и помощи в организации сбыта до налоговых послаблений.

14 сентября появилось постановление Совета министров, определившее «дополнительные проекты по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Беларуси». Речь идет о 12 проектах. В частности, на базе ПО «Энергокомплект» организуется производство кабелей с изоляцией из этиленпропиленовой резины и кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена с легко отделяющимся полупроводящим слоем. Глубокский молочно-консервный комбинат построит цех по производству сухой сыворотки и сухих молочных продуктов. Инновационное производство по упаковке охлажденной рыбы в термоусадочную пленку в модифицированной газовой среде будет организовано на КПУП «Форелевое хозяйство „Лохва“». А компания «Полесье» займется развитием производства фантазийных пряж.

Как видим, «инновационность», мягко говоря, не впечатляет. Тем не менее, Государственному комитету по науке и технологиям поручено обеспечить бюджетное финансирование этих проектов. Впрочем, даже Государственная программа инновационного развития не имеет особого смысла, потому что делать будут все равно не то, что там записано, а то, на что укажет президент. А президент сейчас указывает на электромобили. Впрочем, об этом ниже.

В этом году большой скандал разгорелся 6 сентября, когда национальная экспозиция Белоруссии появилась на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Национальная академия наук Беларуси представила на национальном стенде «инновационные» пепельницы, рельсовые шурупы, шаровые пальцы, металлические шары и почвообрабатывающие ножи!

«Инновационная пепельница — это просто шедевр от Национальной академии наук. Пепельница! Инновационная пепельница, на мой взгляд, должна вырывать сигарету из рук курящего, давать ему три щелбана в лоб за секунду и говорить грозным голосом „Не кури, идиот!“ То есть это должна быть пепельница с элементами робота и искусственного интеллекта, — комментировал произошедшее в своем Facebook известный белорусский экономист, кандидат в президенты в 2010 году Ярослав Романчук. — Национальная академия наук Беларуси деградировала. Лучшее тому доказательство — стенд на Восточном экономическом форуме. Ученые превратились в мальчиков на побегушках у распорядителей чужого. VIP-номенклатура купила благословение от официальной науки, что позволило ей получить в глазах населения и бизнеса солидность. Выставка НАН РБ во Владивостоке — это гимн белорусскому государственному очковтирательству».

Цифры таковы: за январь—июль нынешнего года белорусская промышленность произвела товаров на $26 млрд. По данным Белстата, 18% этой суммы — инновационная продукция — то есть ее выпущено примерно на $4,7 млрд (в год получается около $9 млрд). При этом благодаря гибкости белорусской нормативно-правовой базы к инновационной продукции предприятия могут отнести, например, витой шнур для проводного телефона — такое было год назад. Министерские чиновники такому откровенному мошенничеству не противятся, так как сами получают поощрения за «рост объемов выпуска инновационной продукции».

Отсюда, собственно, и «растут ноги» таких «инновационных» белорусских продуктов, как пепельницы, шурупы и шаровые пальцы, а также джинсы, башмаки и скопированные с западных аналогов машины и оборудование. «Трудно сказать, верит ли Лукашенко в ту профанацию инновационности, высокотехнологичности и научности, которую втюхивают ему НАН РБ и другие пропагандисты под прикрытием науки, — рассуждает Ярослав Романчук. — Очевидно, верит, потому что говорит о суперкомбайне, суперэлектромобиле и супертракторе. Белорусские распорядители чужого, освященные официальной наукой, продолжают сеять разумное, доброе и вечное — за наш с вами счет. Они сеют, а нам велят пропалывать каждый день».

И тут снизу постучали

Скандал этой осенью вызвала не только белорусская экспозиция на Восточном экономическом форуме. Практически одновременно в Белоруссии появился еще один «наукоемкий» продукт от государственного «храма науки». Научно-практический центр по картофелеводству и плодоовощеводству НАН выпустил…. «хорошее дешевое вино» (цитата из пресс-релиза) с говорящим названием «Академическое». Разливают его на Толочинском консервном заводе. Делаются эти «чернила» (жаргонное название подобных вин в Белоруссии) из черной смородины и яблок с добавлением сахара и антиокислителя. Содержание спирта — 12%.

Здесь требуется пояснение. Плодово-ягодные вина, в больших количествах выпускаемые в Белоруссии из местного сырья, это совсем дешевое спиртное для тех «потребителей», которые уже не могут себе позволить покупать водку. Изначально предполагалось, что вино «Академическое» должно было быть выпущено лимитированной серией для внутренних потребностей Академии наук — встреч почетных гостей, делегаций и т. д. Поэтому при разработке этикетки дизайнерам была поставлена задача добиться статусности. Однако в результате лимитированное вино «Академическое» продается в обычных магазинах рядом с другими видами подобного «бырла». По вполне демократической цене: всего 3,18 белорусских рублей ($1,6) за 0,7 литра.

Денис Лавникевич, Минск