Posted 10 ноября 2017,, 17:00

Published 10 ноября 2017,, 17:00

Modified 31 января, 17:26

Updated 31 января, 17:26

Украине предстоят сразу два «развода»?

10 ноября 2017, 17:00
Инициатива Верховной рады расторгнуть дипотношения с Россией вряд ли будет реализована, зато отношения Киева с Варшавой грозят испортиться надолго.

В одночасье на Украине разразились скандалы, связанные с двумя «главными» соседями. Под угрозой оказались не только дипломатические отношения с Россией, решение по которым Верховная рада будет принимать на следующей неделе в рамках рассмотрения закона о реинтеграции Донбасса. С польской стороны внезапно заговорили о введении санкций против некоторых украинских чиновников и усилении недовольства «националистами-бандеровцами». Правда, обе волнующие новости, несмотря на их скандальность и резонанс, окутаны туманом неопределенности происхождения и больше «пахнут» предвыборной спекуляцией, чем желанием реализовать разрыв.

По поводу поправки о прекращении отношений с РФ есть только путанные объяснения депутата от «Блока Петра Порошенко» Ивана Винника, которому приписывают эту инициативу. Оказавшись в центре внимания, тот попытался дезавуировать информацию и пояснил журналистам, что не вносил поправку о разрыве дипломатических отношений Украины с Российской Федерацией в законопроект, а намерен предложить Кабмину всего лишь привести законодательство в соответствие с практикой международного права.

С поляками тоже не все прозрачно. Разговоры о запрете на въезд в Польшу украинских чиновников пришли из польских СМИ, в которых те ссылались на информированные источники. В частности, Wiadomosci Dziennik отмечало, что эта информация не опубликована официально, но решение о запрете директору Украинского института национальной памяти Владимиру Вятровичу (известного неадекватными заявлениями по поводу украино-польских отношений и героизацией последователей Бандеры) въезда в Польшу было инициировано министром иностранных дел Витольдом Ващиковским. Однако украинские дипломаты в Варшаве пока не получали подтверждения об этом.

Итак, по порядку. Россия. Из кучи политической «шелухи», основанной на желании попиариться в период предвыборной кампании, можно выделить рациональные моменты, из которых сделать определенные выводы. Основным, пожалуй, является то, что ни один из украинских политических «тяжеловесов» всерьез не поддержал окончательный разрыв с РФ, анонсируемый в парламенте, хотя сказано и написано на Украине об этом чрезвычайно много.

Маркером отношения действующей власти к законопроекту в части, касающейся дипотношений с Россией, можно назвать заявление представителя президента в Верховной раде Ирины Луценко: «Вопрос разрыва дипломатических отношений Украины с РФ не может быть записан одной строкой в два предложения». И этим она дала понять, что обсуждение стратегического вопроса в том виде, в котором его предлагают принять праворадикально настроенные депутаты, — невозможно. По ее мнению, это должен быть отдельный закон, должна быть прописана процедура — как действуют те или иные органы, открывать или закрывать границы и очень много других мелких, но принципиальных деталей. То есть, читаем между строк, — если вопрос с дипотношениями с РФ и поднимать, то не сейчас и не в таком виде.

Отношение Порошенко к этой теме подтвердил и сам нардеп от БПП Иван Винник. «Президент не поддерживает идею разрыва отношений с Российской Федерацией. Эта идея, которую я предлагал парламентскому комитету, остается на рассмотрении комитета — будем определяться в дальнейшем с модальностями», — сказал он журналистам в парламенте.

Позицию провластного большинства по этому вопросу пояснил также нардеп от «Народного фронта» Андрей Тетерук. По его словам, поправка о разрыве дипотношений действительно подана депутатами от партии «Укроп», и она представляет собой предложение к Кабинету министров о разрыве дипломатических отношений с Россией в течение трех месяцев. Но принятие этой поправки депутат считает крайне маловероятным. «В этом не заинтересован президент, а без его одобрения эта поправка не пройдет», — поясняет Тетерук журналистам. Как отмечает депутат, учитывая тот факт, что спецпредставитель Госдепа Курт Волкер намерен 13 ноября встретится в Белграде с помощником российского президента Владиславом Сурковым, эта поправка может усугубить ситуацию для Украины. Обострять отношения с Западом — не в интересах Порошенко, так как в глазах международных партнеров Киев будет выглядеть противником Минского мирного процесса.

Косвенно нежелание фракции голосовать за такую поправку подтвердил и депутат от БПП Владимир Арьев, заявивший, что разрыв дипломатических отношений Украины и РФ находится в компетенции украинского правительства, а не Верховной рады. По его словам, в случае принятия парламентом такого решения оно будет носить лишь рекомендательный характер.

Интересны также версии, почему о разрыве с Россией заговорили в украинском парламенте именно сейчас. Некоторые парламентарии, отмечая авторство этой поправки депутатов от «Укропа», полагают, что это «ответка» Арсена Авакова на атаку на его сына. Мол, таким образом президент оказывается в крайне невыгодном положении — либо он портит свою репутацию на Западе, либо теряет поддержку радикально настроенной части украинцев.

Еще одна версия гласит, что запустив тему разрыва дипотношений с Россией, украинская власть (как в лице Петра Порошенко, так и в лице «Народного фронта») пытается «перебить» резонанс от коррупционных скандалов с сыном Авакова и оборонными заводами президента.

В любом случае, некоторые политические эксперты говорят о том, что даже если сейчас поправка будет провалена, в будущем вопрос разрыва дипотношений еще обязательно всплывет. Например, политолог Руслан Бортник полагает, что до 2019 года дипломатические отношения между странами будут разорваны, так как это произойдет в рамках концепции избирательной кампании власти, заигрывающей с радикальным электоратом. «Это тренд украинских выборов, на которых разыгрывается национальная, радикально-патриотическая карта, и все, особенно партия власти, наперегонки пытаются привлечь на свою сторону правых, продемонстрировав им свою высокую патриотичность», — написал Бортник в своем блоге.

«Упор на национализм — это один из основных трендов избирательной кампании Порошенко. Такие инициативы соответствуют политическому мейнстриму этой власти. Судьба миллионов украинских заробитчан в России эту власть не волнует», — говорит «Стране» политический эксперт Андрей Золотарев. В тоже время он не склонен ожидать разрыва дипотношений до президентских выборов. «Вы видите динамику торговых отношений между Украиной и Россией? Там идет рост под 30 процентов! И зарабатывают на этом, в том числе, и представители власти. Поэтому говорить можно все что угодно, пытаясь заработать какие-то рейтинговые очки, но пускать под нож курицу,, которая несет золотые яйца, никто не будет», — считает аналитик.

Перейдем к полякам. Национал-патриотические идеи, эксплуатирующиеся в отношениях с Россией, приводят к негативному эффекту в «братании» с Польшей. Там четко сказали: «С Бандерой и Шухевичем мы вас в Европу не пустим». Хоть «запрет» на Вятровича и других украинских депутатов и не подтвержден официальными источниками, из Варшавы пришло сообщение о внеочередном собрании Сейма в связи с резким ухудшением отношений с Украиной. Поводом для обострения, как считают поляки, послужили неаккуратные заявления в СМИ с обеих сторон, оскорбляющие национальное достоинство граждан Польши и Украины.

Ключевой причиной конфликта между Украиной и Польшей эксперты считают национализм. Нынешние украинско-польские споры специалисты склонны рассматривать в более широком контексте, чем неосторожные выражения отдельных политиков и чиновников. Сегодня центробежные процессы и процессы архаизации происходят не только в Украине или Польше, но и на Западе в целом. Именно поэтому и возникли феномены Трампа, Ле Пен и другие, считает Александр Хара, директор департамента международных многосторонних отношений Фонда «Майдан иностранных дел».

То есть, по его мнению, везде в Европе разыгрывается националистическая карта, поскольку либерально-демократический проект показал, что он не соответствует желаниям широких слоев населения, особенно активной его части, и более естественным для стран стало возвращение к национализму. А национализм — это всегда история, а не будущее, не европейский проект, который строится на совершенно новых принципах.

При этом Хара считает, что в Украине несколько отличная от «среднемировой» ситуация, потому что страна находится в состоянии войны. А когда идет война, возвращение интереса к националистическим, к правым движениям эксперт считает вполне естественным. «В Украине, учитывая то, что мы возвращаемся к истории и избавляемся от определенных мифов и пропагандистских (российских или советских) клише, — пишет Александр Хара на сайте УНИАН, — продолжается процесс защиты нашей самоидентичности. И этот процесс, тем более в условиях войны с Россией, точно не направлен против поляков. А поляки его воспринимают именно таким образом».

В качестве примера эксперт приводит переименование Московского проспекта в проспект Бандеры, которое поляки восприняли как преднамеренный шаг Киева против Польши. Хотя, по мнению Хары, ключевая идея заключалась в том, что Бандера воспринимается не как исторический персонаж, а как символ борьбы с Россией. А если посмотреть на польские реалии, то там у власти сейчас находятся люди, которые исповедуют националистические взгляды, не слишком приятные для Украины. И «с этого» они имеют определенные электоральные дивиденды, тем более, что у них на носу местные выборы. А кроме того, в восточной части Польши такие темы просто консолидируют электорат.

Собственно, ухудшение отношений между Украиной и Польшей происходит не только от того, что Украина «восстанавливает историческую память и справедливость», но и потому, что есть определенные «электорально» важные вещи для поляков. Именно на этом фоне циклы между Польшей и Украиной не совпадают, поэтому возникают конфликтные ситуации, считает Хара.

К слову сказать, обострение конфликта вызвало широкую волну обсуждения в обществе. Многие выражают точку зрения, что историю не нужно смешивать с современной политикой. Иначе можно дойти до воспоминаний о польской Армии Крайовой, творившей (по мнению многих украинцев) бесчинства в Западной Украине. Потом совершить исторический экскурс в Речь Посполиту, где шляхтичи регулярно занимались оккупацией украинских земель, а заодно предъявить претензии Тарасу Бульбе, сжигавшему дотла польские города.

В поддержку версии, что поляки на самом деле не хотят разрыва с Украиной, а просто эксплуатируют популистскую карту в предвыборной гонке, говорит тот факт, что, буквально на днях министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил об увеличении в этом году в полтора раза числа рабочих виз для граждан Украины — до 900 тысяч. В прошлом году Польша выдала 1 млн 300 тысяч виз, из них 650 тысяч — рабочие. Украинцы, по заявлениям польских властей, которые работают в Польше, ежегодно присылают на родину около 5 млрд евро. О том, какую прибыль они приносят своим работодателям, получая зарплату в разы меньшую, чем собственные граждане, поляки умалчивают.

Но ведь не только Украина зависит от Польши — ситуация тут двусторонняя. Если предположить, что заробитчанам в один момент прикажут покинуть страну, польская экономика просто ляжет, оказавшись не в состоянии моментально заменить сотни тысяч неприхотливых, согласных на все, относительно квалифицированных и грамотных украинских гастарбайтеров. Ведь большинство польских рабочих пополняют свой, а заодно и государственный бюджет, подряжаясь на более выгодных условиях (как члены ЕС) в других уголках Европы.

Так что в украино-польских, как и в российско-украинских, отношениях многие эксперты усматривают два противоречивых подхода. Формально — стороны осуждают и поносят друг друга, фактически — вовсю сотрудничают, потому что выгодно. В общем — ничего личного, просто бизнес.

Однако, кое-какие сдвиги отмечают и в формальном подходе. На Украине уже давно не говорят о Польше, как об «адвокате» украинских интересов в ЕС. Эту функцию на себя взяла Литва. А основной причиной усиления антиукраинских настроений в Евросоюзе называют «проколы» киевской дипломатии и «безумные» выходки порошенковских реформаторов. К примеру, Венгрия и Румыния, после принятия Верховной радой образовательной реформы, откровенно начали блокировать инициативы в пользу Украины.

Чем все закончится на этот раз — непонятно. Пока Петр Порошенко созвал чрезвычайное заседание консультационного комитета президентов Украины и Польши. Посмотрим, как это будет происходить. Ведь перед этим поляки выдвинули абсолютно неприемлемое и недипломатичное требование: пока из украинского правительства не устранят всех националистов, не будет никаких встреч. Возможно, они считают Владимира Вятровича «членом правительства»? Тогда никак проблем не будет — можно отвечать, что он «уже уволен».

Впрочем, Анджей Дуда не исключает, что в декабре он приедет на Украину, но вряд ли это можно воспринимать как обнадеживающий сигнал. Президент дал понять, что просто «должен» посетить польские захоронения в Харькове, несмотря на «плохие сигналы» из Киева и на то, что часть украинского руководства разделяет «антипольские настроения».

Валентин Корж, Днепр, Украина