Posted 21 ноября 2017,, 15:32

Published 21 ноября 2017,, 15:32

Modified 30 марта, 21:29

Updated 30 марта, 21:29

В Кремле любят Земана за «эффектность»

21 ноября 2017, 15:32
Несмотря на малый политический вес президента Чехии в Европе, он умеет влиять на характер дискуссии в ЕС по России.

Встреча чешского президента Земана с Владимиром Путиным в Сочи была протокольной, хотя Кремль всегда рад поддержать гостя из ЕС.

Милош Земан прилетел в Россию на четыре дня с огромной по численности (около 130 человек) делегацией бизнесменов, для которой специально арендовали дополнительный (третий) самолет, помимо двух военных авиабортов, которые традиционно использует чешский президент во время зарубежных визитов. Двусторонний товарооборот, как подчеркивают и чешские, и российские официальные лица и представители бизнеса, в 2017 году стремительно начал расти. Только за первые 9 месяцев — приблизительно на 40%. С этим якобы и связан такой активный экономический лоббизм со стороны президента Чехии Милоша Земана.

Однако есть и другое очень существенное обстоятельство. В январе 2018 года Милошу Земану предстоят выборы. Он хочет переизбраться на второй срок президентом Чешской Республики, и, как показывают соцопросы, у него есть для этого все шансы. Правда, скорее всего, во втором туре. И шансы эти зависят от того, кто именно станет вторым кандидатом. Есть, например, глава чешской Академии наук Йиржи Драгош, которому Земан вполне может и проиграть.

Именно поэтому действующему чешскому президенту так важно было максимально резонансно съездить в Россию. Он наверняка понимал, что в реальности визит, по крайней мере, его публичная часть, будет абсолютно протокольным. Владимир Путин вряд ли станет публично обсуждать с Земаном получение через Чехию новых технологий или поддержку российским бизнесом предвыборной кампании одного из кандидатов в другой стране. Поэтому все самые громкие свои заявления чешский президент постарался повторить в различных интервью еще накануне приезда в РФ. Например, о том, что экономические санкции против России надо снимать, не потому, что они неправильные, а потому что они бессмысленны.

В ответ Кремль публично дал понять, что заинтересован, как минимум, с эстетической точки зрения, в том, чтобы Милош Земан сохранил свой нынешний пост. «Мы уже говорили, что Путин очень ценит политическую мудрость и авторитет господина Земана, также ценит ту заинтересованность, которую он проявляет в развитии российско-чешских отношений», — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. И неожиданно откровенно добавил: «Честно говоря, такая заинтересованность очень эффектно смотрится сейчас в целом на европейском континенте».

Таким образом, именно за «эффектность» в России и готовы принимать и поддерживать Милоша Земана. Во время встречи Владимира Путина и Милоша Земана особенно отчетливо стало понятно, что экономика в отношениях двух политиков на втором плане, после того как российский лидер стал просвещать чешского относительно актуальной ситуации в Сирии.

Российские власти сколько угодно могут обсуждать с Земаном проект газопровода «Северный поток — 2» и возможность участия в нем Чехии. Но в реальности предыдущее чешское правительство было в числе тех стран, которые выступили с обращением против «Северного потока — 2», говоря о том, что он угрожает их безопасности. И практически нет сомнений в том, что и формирующийся сейчас кабинет министров, хоть он и будет куда более дружественным Земану, а может быть даже и России, все равно останется на тех же позициях.

Это в России национальные интересы и многомиллиардные проекты могут изменяться или отменяться в зависимости от настроения и решений первого лица государства, как было, например, с проектом газопровода «Южный поток». В Чехии же существует более или менее прочный консенсус относительно национальных интересов страны и споры возможны только в этих, заранее обозначенных границах.

Так что для Кремля важна не сама по себе Чехия и даже не какой-то абстрактный чешский президент, а вполне конкретный политик Милош Земан, который близок по формату мышления к своим российским коллегам и потому, не превращаясь в марионетку Москвы, тем не менее, умеет с должным «эффектом» высказывать крайне удобные для Кремля суждения. Причем так выбрать для этого место и время, чтобы они, несмотря на ничтожно малый политический вес президента Чехии в общеевропейской политике, тем не менее, существенно повлияли на характер внутренней европейской дискуссии о России и будущем отношений с ней.

Иван Преображенский, Прага