Posted 28 ноября 2017,, 07:07

Published 28 ноября 2017,, 07:07

Modified 31 января, 17:38

Updated 31 января, 17:38

Армения перехитрила саму себя?

28 ноября 2017, 07:07
Еревану мало было диктата России, и он восполнил его соглашением с ЕС. Почему-то новый «бедный родственник» Европы при этом убежден, что победил в большой игре.

Вторая попытка сближения Армении с Евросоюзом наконец-то удалась — на прошлой неделе на саммите «Восточного партнерства» ЕС стороны подписали рамочное соглашение о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве. Правда, оно «послабее» соглашения об ассоциации с ЕС, сорванного Россией несколько лет назад, что вынудило Ереван вступить в ЕАЭС. Но долго грустить по этому поводу Армении и Евросоюзу не пришлось. Последний сильно разгневался тем, что армяне пошли на поводу у РФ, однако вовремя сообразил даровать им «прощение» — ведь давление Москвы на Ереван было непропорциональным, тут дрогнет и более сильный, — и найти новый путь для дрейфа Армении к Европе если не прямо по ветру, то, по крайней мере, «галсом». В нем, собственно, и состоит суть многофакторной политики, которой так гордится Армения, но которая вряд ли сослужит ей хорошую службу: как показывает мировой опыт новейшей истории, времена такой политики уходят в прошлое. Так что Армения несколько подотстала.

Как бы то ни было, а дело сделано, и «российский фактор», на удивление, ему не помешал. Правда, в отличие от соглашения об ассоциации, рамочный договор выглядит, на первый взгляд, более скромно и к тому же не предполагает создание между сторонами зоны свободной торговли, которая реально свободной не является, поскольку не подразумевает торгово-экономического и иного равенства «брачующихся». Им, кстати, предстоит ратификация документа, и в ее успехе сомневаться не приходится.

По официальной информации, общие положения соглашения формируют новую платформу для укрепления политического и экономического сотрудничества между Арменией и ЕС, основанного на «общих ценностях и тесных связях». Акцент в нем делается на взаимодействии сторон в сферах политики, транспорта, экологии, энергетики, торговли, проведения реформ, реализации инвестиционных проектов и т. д. В настоящее время основным инвестором армянской экономики является Россия — ей принадлежат практически все стратегические объекты республики.

В последней же царит если не тотальная эйфория, но «чувство глубокой удовлетворенности». Подавляющее большинство местных экспертов уверено: Армения вышла «победительницей в большой игре». О том, что получит она от подписания соглашения с Евросоюзом, армянской службе радио «Свобода» рассказал президент республики Серж Саргсян. По его словам, граждане Армении не сразу ощутят на себе результаты подписания документа, но «в течение времени они их почувствуют, так как мы в состоянии быстро, при содействии ЕС, провести реформы».

Зато армяне быстро получат «внутренние свободы» (вопрос — кто им мешал это сделать раньше?) и возможность без виз разъезжать по государствам Шенгенской зоны. Отметим, однако, что переговоры о введении безвиза с ЕС только намечаются, и что на деле он может обернуться необходимостью заблаговременного подтверждения шенгенским ареалом готовности принять гостя.

Отвечая на вопрос, как отразится соглашение на уровне безопасности Армении, Саргсян отметил важность единодушия сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию. По его словам, «Это тот редкий случай, когда они сотрудничают в полной мере, и это уже достижение». Правда, президент Армении, который воспользовался трибуной саммита «Восточного партнерства» для «обличения» Азербайджана (об этом — ниже), признал: «Механизмы безопасности, предполагаемые в рамках соглашения Армения—ЕС, несравнимы с ныне действующими механизмами». Фактически это означает, что гарантом безопасности Армении он видит не столько Минскую группу ОБСЕ, сколько «союзническую» Россию, которая охраняет часть армянских границ и поставляет ей мощное вооружение по, как говорят, льготной цене. К тому же в Армении расквартирована российская военная база. Да и фактор членства республики в ОДКБ хоть что-то, да означает. Это, в свою очередь, говорит о том, что Москва продолжит «качать права» по разным поводам, поскольку «ус» армянской безопасности находится в ее руках. Захочет — потянет, причем болезненно.

С другой стороны — некоторые армянские СМИ, в частности, Lragir, дают понять, что после подписания соглашения с ЕС и его ратификации, «чуб» Армении может очутиться в руках НАТО. Так, издание приводит следующую информацию, снабдив ее собственными аналитическими выкладками: «Соглашение — это фактор, который может стать важным военно-политическим дополнением к системе безопасности Армении. Понимая важность этого фактора, президент Азербайджана Ильхам Алиев, отправившись в Брюссель для участия в саммите „Восточного партнерства“ ЕС, специально посетил штаб-квартиру НАТО, видимо, чтобы получить представление о влиянии соглашения ЕС-Армения на баланс безопасности на Кавказе. Дело в том, что политическую имплементацию компонента безопасности Соглашения ЕС-Армения будет осуществлять НАТО, точнее, формат НАТО-Армения. Не случайно прибывший несколько недель назад в Армению министр иностранных дел Польши заявил в Ереване, что представляет также ЕС и НАТО. Он также заявил, что до саммита НАТО весной 2018 года хотел бы узнать больше о региональной безопасности и выслушать видение Армении по этому поводу».

И далее: «В новой ситуации Россия вынуждена считаться с требованиями безопасности Армении хотя бы по минимальной „ставке“. … В рамках новой логики обеспечения безопасности у России нет альтернативы сотрудничеству с НАТО, потому что сотрудничество России с Турцией и Азербайджаном не позволяет ей в одиночку обеспечивать даже относительную стабильность в регионе, и Москва нуждается в уравновешивании обязательств перед Турцией и Азербайджаном. … таким противовесом может стать НАТО, а площадкой — Армения. В этом смысле военно-политическое значение соглашения для Армении состоит не только в дальнейшем углублении отношений с Евросоюзом, но и поддержке трансформации региональной политики России в смысле уравновешивания турецко-азербайджанского воздействия. … соглашение Армения-ЕС несет в себе смысл международного консенсуса, и именно это, наверное, разъяснили Алиеву в штаб-квартире НАТО устами генсека Альянса Столтенберга, который на совместной с Алиевым брифинге заявил, что карабахский конфликт не имеет военного решения, и нужно избегать эскалации».

В общем, Армения остается верной себе и пытается усидеть на двух или даже на трех стульях, что априори проигрышно за отсутствием навыков «держать баланс» и опасности упасть с одного или всех «седалищ» разом. Да, Евросоюз подкинет ей денег на «реформы и демократию», но российский государственный капитал, скупив ее на корню, предоставляет республике значительные льготы и преференции, в том числе по цене на газ, вооружению и т. д. ЕС на фоне российского капитала и влияния, выглядит, конечно же, бледно.

И еще один очень актуальный для Армении вопрос: Евросоюз настаивает на закрытии атомной станции республики, в то время как Россия ориентирована на продление срока ее эксплуатации. Так что в этом плане, да и в других — тоже, «суверенная» Армения оказалась под обстрелом двух диктаторов. Или в положении «ласкового теленка», который просто обязан «сосать» уже «двух маток». От столь усиленного «вскармливания» республика не располнеет. Напротив, она многое потеряет в геополитическом, внутриполитическом, военно-техническом, энергетическом, экономическом и ином весе.

По логике, такая перспектива должна напрягать Ереван, но — не напрягает: армянский обыватель твердо верит в европейское будущее своей страны, то есть в ее вступление в ЕС. На это уже не претендует даже Молдова, имеющая с ЕС ассоциированное соглашение (по крайней мере — ее президент). То, что у Кишинева «нет ни единого шанса присоединения к ЕС», сказал Игорь Додон. В распространенном им заявлении выражается благодарность ЕС за поддержку его страны, но вместе с тем и убежденность в необходимости возвращения республики к реальному стратегическому партнерству с Россией.

«Время геополитических экспериментов и политических игр прошло. И это необходимо понять правящему режиму, — заявил Додон. — …Народ больше не будет терпеть разрушение страны под лозунгом геополитики иллюзий!». По его мнению, граждане Молдовы подверглись массивной кампании манипуляции с целью доказать, что вступление в ЕС — задача не только выполнимая, но и решаемая в скором времени. «Проевропейская истерика», полагает Додон, ставит единственную цель — создать идеальную завесу для хищений миллиардов евро из банковской системы, захвата государственных институтов, закрытия множества школ и детских садов, изгнания из страны сотен тысяч человек и т. д.

Правда, Грузия, тоже имеющая соглашение об ассоциации с ЕС, таких «песен» не поет. По оценке Брюсселя, Тбилиси является «лидером» программы «Восточного партнерства» в регионе. Но, отметим, и у грузин есть понимание того, что членство в Евросоюзе им пока не светит.

Что же до Армении, ей впору подумать не о «журавле в небе», а о реальном урегулировании карабахской проблемы, смягчении транспортной блокады и более масштабном выходе своей продукции хотя бы на рынки постсоветских государств. Саргсян, как было сказано выше, использовал трибуну саммита «Восточного партнерства», чтобы сказать свое «веское слово» касательно Карабаха и Азербайджана. Так, президент Армении, который, кстати, недавно встречался со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, на фоне значительной активизации переговорного процесса по урегулированию заявил, что разрешение карабахского конфликта без реализации права НКР на свободное самоопределение ему видится невозможным. Он также укорил президента Алиева в «безосновательных обвинениях» в адрес Армении.

Но Европа «набрала в рот воды»: она не поддержала ни Армению, ни Азербайджан. Надо думать, что и впредь ЕС будет придерживаться аналогичной политики. Но если он не способен лоббировать армянский сценарий урегулирования и, в случае чего, за него сражаться, то к чему, помимо пресловутой «многовекторности», был устроен весь этот цирк с соглашением?

Интересные и откровенные рассуждения приводит азербайджанское издание Haqqin. аz, принадлежащие вице-президенту Европейского альянса за свободу (объединение прозападных политических партий), директора Латвийского института исследования будущего Нормандса Гростиньша. По его словам, отношение ЕС к конфликтам в партнерских странах или в странах, которые могут стать таковыми, «совершенно нейтрально». Для Брюсселя они представляют интерес только в том случае, если могут помешать продвижению товаров и экспорта из Евросоюза и получению прибыли от инвестиций. «Конфликты, как мешающий фактор, конечно же, оцениваются негативно, но никаких существенных усилий для урегулирования Евросоюз предпринимать не будет», — сказал эксперт.

В случае же соглашения с Ереваном «Европейский союз добился преференций по доступу своих товаров в Армению». Но в итоге (примеры — Молдова, Украина, Грузия) «местные предприятия сталкиваются с повышенной конкуренцией, часть из них банкротится, люди теряют работу». Собеседник издания также подчеркнул, что Евросоюз «достаточно сильно уменьшил влияние России на постсоветском пространстве». На вопрос, в чью пользу в итоге оказалось заключено соглашение между ЕС и Арменией, эксперт ответил: «ЕС никогда не заключит соглашения, если оно не будет ему выгодно. … У Евросоюза хорошие аналитики, все тщательно просчитывается. Понимает ли это другая сторона? Не знаю».

Заявление довольно красноречивое, не оставляющее особых иллюзий для Армении, которая, вероятно, «не понимает», увлекшись «многовекторностью», являющейся в современном мире всего лишь мифом. На деле же Армения оказалась сейчас между молотом и наковальней и позволила двум «кукловодам» — России и ЕС — дергать ее за ниточки, а, говоря прямо, шантажировать. И не будет ничего удивительного, если в очередь «за подергать» выстроятся и другие. К примеру, НАТО, Турция, Иран — при всей «любви» последнего к Армении — и прочие. Не получится ли так, что армяне перехитрили самих себя?

Ирина Джорбенадзе