Posted 12 декабря 2017,, 07:59

Published 12 декабря 2017,, 07:59

Modified 31 января, 17:48

Updated 31 января, 17:48

«Тусовка идентичности» с тюркским акцентом

12 декабря 2017, 07:59
Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Турция, объединившись «по языковому принципу», претендуют на усиление своего влияния в глобальной политике.

В Бишкеке состоялось VII пленарное заседание Совета парламентской ассамблеи тюркоязычных государств (ТюркПА), в котором приняли участие руководители парламентов Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Турции. Узбекистан впервые приехал на ТюркПА — в качестве почетного гостя, и был приглашен вступить в организацию, вместе с Туркменией.

Отметим, что ТюркПА с секретариатом в Баку (офис Азербайджан построил на собственные средства) создана не так давно — соответствующее соглашение было подписано в Стамбуле в 2008 году. Однако идею объединения тюркских стран еще двумя годами раньше озвучил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, обладающий, как известно, тонким политическим нюхом и лидерскими качествами. Пальцем в небо в процессах, касающихся интеграции, он вряд ли попадет, поэтому ТюркПА стоит на перспективу рассматривать как интеграционное объединение тюркского и части мусульманского мира, претендующего на влияние в мировой политике. Собственно, эта последняя цель была озвучена на заседании в Бишкеке. Другой вопрос, насколько она осуществима в условиях имеющихся трений между тюркскими государствами и наступлением на ислам, приобретающим абрис устойчивой тенденции на глобальном уровне.

Официально ТюркПА провозгласила своей целью формирование механизма межпарламентских отношений между членами организации, сближение политических взглядов, пропаганду тюркской культуры; расширение экономических связей, реализацию совместных проектов; нахождение путей решения проблем тюркского мира. В организации царит полная лингвистическая толерантность — ее официальными языками являются азербайджанский, казахский, киргизский и турецкий, а также английский — в качестве дополнительного. Но если Ташкент и Ашхабад примут предложение ТюркПА, перечень пополнится узбекским и туркменским.

На заседании говорилось о необходимости усиления влияния организации на международной арене. Но на данном этапе этому сильно мешают недостаточные финансовые средства ТюркПА, финансируемой на 40 процентов Турцией, а также отсутствие полного консенсуса между государствами — членами ассамблеи. Достаточно вспомнить недавний острый конфликт Бишкека с Астаной (по счастью, заседание организации прошло на фоне открытия границы между Казахстаном и Киргизией, и стороны, видимо, воздержались от эмоциональных споров и упреков в адрес друг друга). В киргизской столице они были заняты своим прямым делом — обсудили, по официальной информации, вопросы укрепления и расширения межпарламентских связей, и председательство в ассамблее было передано Казахстаном соседу — Киргизии.

Как сообщил на пресс-конференции в Бишкеке спикер Жогорку Кенеша (парламент Киргизии) Дастан Джумабеков, основной целью его страны, в рамках председательства в ТюркПА, будет попытка присоединения к организации Узбекистана и Туркмении, поскольку без них «полноценной она не является». Ташкент и Ашхабад, однако, пока не проявили рвения вступить в ассамблею.

Тем не менее, ТюркПА, имеющая четыре комиссии — по культуре, образованию, экономическому сотрудничеству, законодательству и международным связям, — наладила контакты с Парламентской ассамблеей ОБСЕ, рядом других международных структур и, что самое главное, с Организацией исламского сотрудничества. Надо сказать, что в ареале тюркских государств поступательное движение наблюдается: сдана в эксплуатацию железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, строятся и ремонтируются трубопроводы для транспортировки углеводородов, сети автомобильных и железных дорог, развиваются морские перевозки между Актау и Баку.

Но вот политические связи несколько подкачали. О раздрае между Казахстаном и Киргизией было сказано выше. Стоит, однако, задуматься и над тем, почему саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств, который должен был состояться в Бишкеке еще в 2016 году, несколько раз откладывался, и отчего до настоящего времени Узбекистан игнорировал ТюркПА.

Еще вопрос: насколько остыли отношения между Анкарой и Бишкеком, когда последний отказал Турции в просьбе закрыть на территории Киргизии учебные заведения «Себат», находящиеся под покровительством проживающего в США исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена — его нарекли «автором и постановщиком» попытки государственного переворота в Турции. Азербайджан, кстати, мгновенно прикрыл у себя лицеи «Себат».

Считается, что инцидент, имевший место между Турцией и Киргизией, несколько отразился на «рейтинге» и активности последней в ТюркПА. Вероятно, неслучайно спикер киргизского парламента Джумабеков заявил о необходимости укрепления единства в организации, которую, по его словам, «ждет прекрасное будущее». «Ведь это уникальная организация, созданная не на политической, экономической или региональной основе, но в первую очередь — на близости языков, культур и народов», — сказал он, несколько погрешив против истины по части «политической основы».

А руководитель аппарата киргизского парламента Тажимамат Шаболотов счел нужным сообщить журналистам: «Нельзя сказать, что наши двусторонние или многосторонние отношения в рамках этой организации были ослаблены. Каждое государство проводит свою политику, в соответствии с которой и действует». Но теперь, заверил он, «стороны будут находить общий язык и решать вопросы».

Заметим, что совещание проходило за закрытыми дверями. Однако общая тональность публичных выступлений его участников наводит на мысль, что они были сосредоточены не на упреках друг другу, а на поиске общего знаменателя. Поскольку существует понимание того, что векторная модель «лебедя, рака и щуки» бесперспективна для проведения в современном мире идей тюркской и религиозной идентичности и обречена на поглощение тюркских народов «отцами» глобализации. Это — как минимум. И тут ТюркПА будет уже не до политических амбиций.

Собрание законодателей тюркских государств в Бишкеке завершилось единогласным принятием Ала-Арчинской декларации — по названию киргизской государственной резиденции, в которой происходило все это действо. В общем, все прошло мирно и «с амбицией» — особенно для Турции, которая не преминет, находясь практически в статусе политического изгоя, воспользоваться любой площадкой, пусть даже начинающей, для проведения и утверждения своих интересов.

Ирина Джорбенадзе