Posted 25 января 2018,, 09:05

Published 25 января 2018,, 09:05

Modified 30 марта, 20:55

Updated 30 марта, 20:55

Лукашенко одобрил реформы по «польским рецептам»

25 января 2018, 09:05
Белорусские власти намерены отказаться от поддержки неэффективных промышленных гигантов. Попадут ли они теперь «за бесценок» в руки иностранных инвесторов?

Еще осенью в Белоруссии пообещали раскрепощение частной бизнес-инициативы и стимулирование малого бизнеса. И вот теперь экономику собираются избавить от балласта неэффективных госпредприятий.

Казалось, проблема просроченных, бесконечно списываемых или пролонгируемых долгов госпредприятий стала вечной для экономики Белоруссии. Созданные при СССР мегазаводы будто бы «соревновались», кто из них по итогам года окажется «чемпионом» по объему убытков или закредитованности. Как результат, год за годом гиганты промышленности просили президента принять решение о реструктуризации задолженности, обещая, что это «в последний раз», и представляя очередные планы по выходу из кризиса.

Традиционно власть шла навстречу: в 2009 и 2011 годах для поддержки производственного сектора даже включался печатный станок, следствием чего стали запомнившиеся белорусам девальвации. Но результата это не давало: государственные промпредприятия по-прежнему имеют неоправданно высокую энерго- и материалоемкость на единицу продукции, удручающе низкую производительность труда, проблемы с качеством и «современностью» выпускаемой продукции, а значит — и с ее сбытом.

«В 2015 и 2016 годах был принят десяток решений по ряду предприятий и отраслей. … Тогда правительство обещало, что если мы поможем нашим предприятиям, то это будет в последний раз. Нужен был, с точки зрения правительства, некий толчок, и они начнут эффективно работать, вернут долги, — заявил Лукашенко. — Сейчас пришло время долги возвращать, погашать займы. Но опять волна предложений о еще одной реструктуризации. Мотивация та же: заклинания, стенания, плач. … Мы себе не можем позволить постоянно перекладывать проблемы предприятий на бюджет. Нам надо системно определиться с этим вопросом».

Впрочем, более «жесткая линия» по отношению к государственным промышленным гигантам начала проводиться и ранее. Если в 2015-м на финансовую подпитку флагманов белорусской промышленности было потрачено более $1,4 млрд бюджетных средств, в 2016 г. — $400 млн, то в 2017-м — всего $2 млн. А теперь в правительстве заявляют, что отныне будут использоваться небюджетные инструменты рефинансирования рынка проблемных долгов, что потребует изменения законодательства.

Очистить промышленность от долгов

Чтобы создать юридическую базу для оздоровления крупных госпредприятий, подготовлен проект указа «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств». Самое главное: в нем разрешена продажа долгов с дисконтом. Также в проекте предусмотрена возможность реструктуризации долгов, в том числе через участие финансово-кредитных учреждений в управлении предприятиями-должниками. Частные белорусские банки смогут вместо денег по кредиту на эту же сумму получать акции компании — раньше так могли действовать только госбанки.

По словам Суздальцева, он уже 20 лет наблюдает постепенное угасание интереса крупного российского капитала к белорусским производственным активам. «В 90-е это был очень большой интерес, и Лукашенко кричал „не дадим российским олигархам забрать нашу экономику“. В итоге эту экономику разрушили, и сейчас россиян интересует немногое: оба НПЗ, железная дорога и „Беларуськалий“. Все, этим все исчерпано», — резюмирует эксперт.

Что дальше?

Со стороны все выглядит так, будто белорусское руководство запускает процесс реформ, аналогичный польскому, только с задержкой на четверть века. В Польше тоже все прошло в два этапа. Сперва, в 1989 году, «реформа Мазовецкого» освободила частную инициативу, что привело к бурному развитию малого и среднего бизнеса. А в 1991-м уже «реформа Бальцеровича» лишила господдержки индустриальных гигантов. Многие из них обанкротились, но освободившиеся рабочие руки поглотил частный бизнес.

Теперь мы в Белоруссии видим ту же пару: стимулирование частного бизнеса, а за ним — жесткие меры в отношении неэффективных госпредприятий. Только все более сжато во времени, потому что под тяжестью «промышленных» долгов может рухнуть вся экономика.

Следствием начатой реформы — если будет политическая воля довести ее до конца — может стать перекройка структуры собственности белорусской промышленности. Конвертация долгов в акции позволит передать флагманы белорусской промышленности иностранным инвесторам. Здесь «в очереди» стоят крупные бизнесмены из России и Китая.