Posted 13 февраля 2018,, 08:50

Published 13 февраля 2018,, 08:50

Modified 31 января, 18:28

Updated 31 января, 18:28

Украина не осталась без своих «Вестей»

13 февраля 2018, 08:50
Белорусский собкор «Росбалта» оказался свидетелем «захвата» в Киеве популярной радиостанции. Хотя местные журналисты отнеслись к нему, как к «рабочему моменту».

Поскольку появляться с утра в редакции «Вестей» уже не имело смысло, я пришел в «Гулливер» ближе к обеду. Сотрудники медиа-холдинга все так же кучковались на первом этаже в холле здания, большого скопления силовиков тоже не наблюдалось — лишь две дежурные машины полиции в почтительном отдалении от места событий. Коллега рассказал, что силовики покинули «Вести» после полудня, а в офисе остались представители АРМА — охранники забаррикадировались в помещении и заварили двери.

В пятницу, 9 февраля, события развивались не менее драматично. Журналисты вновь пришли на работу, но «захватчики», забаррикадировавшиеся с помощью шкафов и холодильников, никого не пускали. После потока нецензурной лексики они стали забрызгивать журналистов слезоточивым газом. Он попал в глаза выпускающему редактору сайта, пришлось вызывать «скорую». Врачи констатировали ожог.

«Радиостанция вернулась в прямой эфир в 18:30 в четверг, 8 февраля из резервной студии. В планах — выпускать несколько прямых эфиров в сутки, пока не станет понятной ситуация с возможностью использовать помещение в «Гулливере», а также состояние нашей техники там, — позднее рассказал «Росбалту» шеф-редактор «Радио Вести» Андрей Блинов. — Согласно последней информации, между неизвестными там на нескольких этажах развернулись целые боевые действия с использованием дымовых шашек и кувалд, вследствие чего сработала пожарная сигнализация. Я не могу сообщать некоторые технические подробности возобновления и обеспечения эфира — коллектив радиостанции вполне резонно опасается, что рейдерский конфликт вокруг элитной недвижимости имел первостепенной целью закрытие «Вестей»… Коллектив настроен продолжать вещание, обращая внимание в эфире не только на происходящее вокруг медиахолдинга «Вести Украина», но и на другие резонансные события в стране и мире. В перспективе станет вновь возможным приглашение гостей студии».

Между бизнесом и политикой

Как принято не только в Украине, в такой ситуации журналисты говорят о политическом давлении из-за их профессиональной деятельности, а представители власти — на «конфликт хозяйствующих субъектов». В самом деле, обыски проводились по заявлению Национального агентства по розыску и управлению активами. Организация занимается управлением арестованными активами до их продажи на аукционе, в Украине это ведомство нередко называют «параллельным Фондом госимущества».

Не будем вникать в перипетии отношений «хозяйствующих субъектов», но в «Вестях» заверяют, что «медиаресурсы холдинга занимают офис на законных основаниях». «Вторжение в помещение по прямым нормам Конституции Украины возможно лишь на основании решения суда. Такой документ предъявлен не был, и следует полагать, что его не существует», — говорит юрисконсульт медиахолдинга Юлия Мостовенко. Соответственно, здесь связывают атаку на холдинг с журналистским расследованием деятельности Нацагентства. «Как раз сегодня готовили к печати вторую часть расследования про Нацагентство и его друзей», — написала в Facebook Оксана Омельченко.

«Журналистский коллектив давно испытывает давление, как со стороны некоторых активистов, недовольных не той трактовкой событий, которая мила их сердцу, так и властей, которые неоднократно призывали закрыть СМИ, входящие в холдинг, — говорит Андрей Блинов. — Например, подобное заявление делал военный прокурор Матиос, а также — с трибуны Верховной рады — генеральный прокурор Луценко, намекая на целый ряд неподконтрольных власти СМИ. В феврале 2017-го Радио Вести после череды предупреждений было отказано в праве вещания в Киеве и Харькове. Соответствующее решение вынес полностью подконтрольный администрации президента Нацсовет по ТВ и радиовещанию. Большинство предупреждений получено за приглашение в эфир граждан Украины, находящихся в эмиграции или открыто и крайне жестко критикующих основы власти в Украине».

При этом шеф-редактор «Радио Вести» обратил внимание, что в эфире частыми гостями являются «чиновники постмайданной Украины», действующие народные депутаты от всех фракций, а также политологи, экономисты, культурологи, историки и журналисты, «высказывающие широчайший спектр идей и мнений, в том числе и проправительственную позицию».

В понедельник, 12 февраля, на своем сайте журналисты констатировали: «Это уже пятый захват «Вестей» за почти пять лет нашего существования. Летом справиться с «Вестями» Военная прокуратура пыталась даже с помощью бронетехники и перекрытия всего квартала в центре Киева. А спецоперация называлась «День взятия Бастилии». Ранее были нападения на офис радикалов и три обыска (!) с изъятием техники и личных вещей журналистов… 11 февраля Нью-Йоркский офис Международного комитета по защите журналистов выступил с заявлением, решительно осудив действия правоохранителей, которые устроили захват офиса медиа-холдинга Вести Украины».

При всем этом сами сотрудники украинских «Вестей» произошедшее, кажется, восприняли не как «ужас-ужас», а как просто очередной эпизод в своей профессиональной деятельности — драматичный, но в чем-то даже забавный. В соседней Белоруссии такой захват означал бы конец истории данного конкретного СМИ. В Киеве это — яркий, но все же вполне «рабочий момент» медийной жизни.

Денис Лавникевич, Киев-Минск