Posted 15 марта 2018,, 08:40

Published 15 марта 2018,, 08:40

Modified 30 марта, 20:27

Updated 30 марта, 20:27

В США придумали, как уберечь Грузию от «российской угрозы»

15 марта 2018, 08:40
Американцы «подкинули» официальному Тбилиси схему по ускоренному вступлению в НАТО — без Абхазии и Южной Осетии. Что на это ответит сама республика и РФ?

Вся эта «дифирамбальная воркотня» могла, в принципе, ничего не значить, если бы Грузии предварительно и «невзначай» не подкинули идею ускоренной стратегии вступления в НАТО. Нет, не генсек Альянса — пробный шар запустил эксперт влиятельного в США фонда «Наследие» (Heritage Foundation) Люк Коффи, обнародовавший доклад «Членство Грузии в НАТО входит в интересы США и Евросоюза». Как передает «Голос Америки», Коффи пояснил, что хотя «многие опасаются, что членство Грузии в НАТО будет означать автоматическую войну с Россией в оккупированных регионах», но «Грузия может быть приглашена в НАТО путем внесения поправок в статью 6-ю Североатлантического договора 1949 года». Статья эта определяет конкретные территории в пределах конкретной страны, которые подпадают под гарантию безопасности Статьи 5-й. «Эта поправка, — сказал он, — может быть сделана вместе с протоколом присоединения Грузии, как это было в 1951 году, когда Турция и Греция присоединились к Альянсу». При этом должно быть указано, добавил аналитик, что восстановление территориальной целостности Грузии может быть достигнуто только мирным дипломатическим путем.

В Тбилиси, конечно, многие ухватились за идею «ускоренной стратегии» вступления в НАТО и стали ее активно обсуждать как реалистичную и «спасительную». Иные же крутят пальцем у виска: ведь эта «гениальная мысль» означает присоединение Грузии к Альянсу без Абхазии и Южной Осетии, поскольку действие пятой статьи не распространяется на территории, которые мировое сообщество считает оккупированными. Иными словами, если сейчас Грузия не считает контролируемые Россией Абхазию и ЮО суверенными государствами и «выражает уверенность» в их возвращении мирным путем, то вступление в НАТО без «сепаратистов» будет означать, что Тбилиси согласился на их суверенитет. А это для грузин не только политический вопрос, но и тяжелая эмоциональная тема, на которой могут хорошо сыграть противники вступления страны в Альянс.

Конечно, при этом вся остальная Грузия, вроде бы, будет под защитой НАТО. Но желают ли все государства, входящие в блок, брать на себя бремя обороны страны, соседствующей с Россией? Почему бы вопрос безопасности не решить без НАТО, на двусторонней основе, то есть Грузии и США, размещением на территории «Сакартвело» пары-тройки американских баз? Такой сценарий не исключен, имея в виду, что в лице Турции США и НАТО уже не имеют в регионе надежного партнера, и его надо кем-то заменить — хотя бы и условно, чтобы так или иначе «стращать» своим присутствием Москву и Анкару, а также Южный Кавказ и часть Ближнего Востока. То есть речь идет о борьбе за влияние с Россией в этих двух регионах, выходящих, напомним, на Черное море и бассейн Каспия, что весьма существенно для РФ и многих других стран.

Безусловно, предоставив свою территорию в полное хозяйствование американцам, Грузия станет взрывоопасным плацдармом для геополитического противостояния России и США. Участь, скажем прямо, незавидная, и совершенно не входящая в список «трезвых интересов» Тбилиси — с учетом не только российского фактора, но и близости к террористически турбулентному Ближнему Востоку и наличия связанной с ним проблемы Панкисского ущелья.

Часть грузинской оппозиции, в том числе партия «Картули даси» и ее лидер Джонди Багатурия, «расшифровала» идею Коффи так: «НАТО требует от Грузии, чтобы она не рассчитывала на военную помощь государств Альянса. А это означает, что Грузия должна вступить в военную конфронтацию с Россией и стать мишенью для ее ядерного потенциала, ничего при этом не получив взамен от НАТО. Это совершенно не соответствует интересам нашей страны». Иные же припоминают, что США и Европа подняли бучу из-за присоединения Крыма к России, но не пошевелили и пальцем, когда РФ «оттяпала у нас Абхазию и Южную Осетию». Более того, Россия, на фоне серьезной политической конфронтации с Грузией, заполучила почти все стратегически важные объекты страны. Но если Россия — «оккупант», почему ей позволяют инвестировать в грузинскую экономику; почему она находится на втором месте во внешней торговле страны; отчего российский туризм занимает в Грузии лидирующие позиции? И почему, «если НАТО наше все», мы до сих пор не удостоились даже ПДЧ?

Возьмем крайний вариант: Грузию все же принимают в НАТО без Абхазии и Южной Осетии. Согласится ли на это грузинский народ? Вряд ли: он проклянет и власть, и НАТО. А чем ответит на это Россия? Она, в первую очередь, вернется к политике эмбарго на импорт грузинской продукции, основным рынком для которой является именно российский, прекратит транспортное сообщение с Грузией; выдворит «нежелательных» для своей страны грузин, устроит Тбилиси другие «мелкие пакости». И при этом в конфликтных зонах на границах Грузии непременно начнется военная «заварушка» под предлогом борьбы с терроризмом или чем-нибудь еще, угрожающим безопасности РФ. И непременно «раскачается» политическая обстановка в местах компактного проживания армян в Южной Грузии — она и сейчас там не самая устойчивая.

Еще один вопрос: если НАТО исключит из ареала своей «коллективной защиты» Абхазию и Южную Осетию, а Грузия, понятно, не пойдет на них войной, то зачем ей вступать в Альянс? Ведь Россия, в таком случае, ничем не будет угрожать Грузии, и войны можно не опасаться, потому как от других соседей угроз нет. Но угроза появится совершенно точно, если НАТО приблизится к границам РФ посредством территории Грузии. И тогда ее не спасут ни предоставленные ей американцами ПТРК Javelin, ни более грозное вооружение.

В общем, в лучшем случае Грузию ждет судьба буферной зоны в регионе — такой, какой является сейчас для России Абхазия и Южная Осетия. Разница только в непризнании последних мировым сообществом. Тбилиси предстоит сейчас решить, кому и какую политическую цену ему платить за гипотетическое вступление в НАТО в «усеченном виде» либо за усиление военного присутствия США на своей территории. Но есть, однако, и другой вариант — отношения с Москвой не обострять. Не позволить Западу использовать страну в качестве геополитической «красной тряпки».

Словом, разложить по полочкам коллизии Грузия — НАТО, Грузия — США, сейчас очень сложно. За ними следит если не весь мир, то значительная его часть, включая региональных соседей Тбилиси и ближневосточных игроков. Как пишет армянское издание Lragir, «О том, что летом на саммите НАТО Грузия может, наконец, получить „пропуск“ в Альянс, экcперты говорят все увереннее. (…) Почему маленькая Грузия так важна для Альянса? Как говорят аналитики, вступление Грузии в НАТО может существенно изменить баланс сил в большом регионе. Этот процесс не может, прямо или косвенно, не затронуть Армению, Азербайджан, Россию и Турцию. Как будут складываться отношения Грузии с Арменией и Азербайджаном в случае вступления? И случайно ли на днях Грузия и Азербайджан подписали соглашение о военном сотрудничестве?»

В Ереване также обратили внимание на визиты, один за другим, грузинского премьера Георгия Квирикашвили в Армению и Азербайджан: «Надо полагать, темой бесед с руководством стран-соседей является, в том числе, вероятное вступление Грузии в НАТО». Кроме того, «Квирикашвили сделал еще один неожиданный шаг. Он направил письмо высшему руководству России с предложением, „чтобы, с осознанием ответственности перед сегодняшним днем и будущими поколениями, предпринять совместные шаги для преодоления этой сложной ситуации“. Премьер подтвердил готовность лично включиться в Женевский процесс и начать прямой диалог с абхазами и осетинами». И далее: «Является ли это предложением Грузии к России обсудить вероятное вступление Грузии в НАТО? Очевидно, что без диалога с Россией членство Грузии в НАТО может привести к новому витку конфронтации. А это, в свое очередь, может вылиться в новый фронт конфликта НАТО — Россия».

Как пишет издание, НАТО на брюссельском саммите в июле вновь может блокировать вступление Грузии в Альянс, однако «изменение геополитической ситуации в мире, обострение отношений Запада и России может привести к тому, что будут предприняты резкие шаги».