Posted 20 марта 2018,, 14:30

Published 20 марта 2018,, 14:30

Modified 30 марта, 20:23

Updated 30 марта, 20:23

Саркози стал жертвой клана Каддафи

20 марта 2018, 14:30
Бывший президент Франции задержан полицией по обвинению в том, что его избирательная кампания финансировалась при помощи «грязных» ливийских денег.

Задержание Николя Саркози произошло в Нантере. Экс-глава французского государства был вызван в полицию для дачи показаний по так называемому делу «о ливийском следе». По версии обвинителей, речь шла о масштабном (около 50 млн евро) переводе денег ливийским режимом Муаммара Каддафи в пользу предвыборной президентской кампании Саркози. При этом надо отметить, что позднее в Ливии вспыхнула революция, которую, после некоторых колебаний, поддержала и Франция. В итоге Каддафи был убит, а государство фактически развалилось на несколько регионов, которые контролируют разные силы: от умеренно светского правительства, признанного Западом, до радикальных исламистов.

Расследование против Саркози началось после того, как он потерял власть. Оно было начато в 2013 году во время пребывания у власти во Франции «левых», когда главой государства был бывший лидер социалистов Франсуа Олланд. Скандал начался в декабре 2012 года с того, что французский бизнесмен ливанского происхождения Зиад Такиеддин сообщил, что у него якобы есть документы, позволяющие обвинить Саркози в том, что его предвыборную кампанию финансировали ливийские власти. Это стало основой для обвинений по целому ряду статей французского уголовного законодательства. Например, экс-президента заподозрили в «коррупции», «подделке документов» и «отмывании средств».

Сам Саркози, разумеется, отрицает все обвинения. Он указывает также на то, что аналогичное дело о нелегальном получении средств на выборы, только уже не от ливийцев, а от наследницы косметической компании LʼOreal Лилиан Бетанкур, было закрыто в 2013 году из-за отсутствия доказательств. Правда, годом спустя Саркози обвинили в том, что он пытался коррумпировать суд, в частности, обещал высокопоставленному судье хорошую должность в Монако в обмен на инсайд по расследованию дела о незаконном финансировании предвыборной кампании 2007 года.

Стоит отметить, что задержание Николя Саркози дает обильную пищу для любителей конспирологии. Дело в том, что экс-президент был вызван на допрос практически в тот же день, когда наиболее влиятельный из оставшихся в живых детей Муаммара Каддафи — Сейф аль-Ислам выдвинул свою кандидатуру на пост президента Ливии. Его представители на пресс-конференции, которая проходила в Тунисе, поскольку и сам Каддафи-младший и его сторонники не могут сейчас появиться на ливийской территории, заявили, Сейф аль-Ислам «стремится не к власти, а к спасению страны».

Тунис, как известно, бывшая французская колония. Франция в свое время активно поддерживала так называемую «арабскую весну», то есть серию революций в арабских странах, которая началась как раз в Тунисе. В целом, французское влияние на тунисскую политику недооценивать не стоит, так что, не исключено, что Саркози, если у него и правда были связи с кланом Каддафи, мог сохранить их и сейчас, а его задержание косвенно связанно с заявлением Сейфа аль-Ислама.

Кстати, этот сын Каддафи, по версии нынешних светских ливийских властей, признаваемых большинством стран мира, сумел вывезти из страны значительную часть капиталов своего отца. Другая весьма значительная часть средств, недавно была заморожена на банковских счетах в Европе, в первую очередь, в Бельгии. И по случайному совпадению, как раз в марте 2018 года, то есть за пару недель до заявления Сейфа аль-Ислама и ареста Саркози, появилась информация, что несколько миллиардов «арестованных» евро таинственным образом куда-то испарились.

Речь идет о пропаже более чем 10 млрд евро, которые были заморожены на счетах ливийских компаний по решению ООН в банке Euroclear Bank — они пропали в период с 2013 по 2017 год. Всего, по данным бельгийского издания Le Vif, на 29 ноября 2013 года там было более 16 миллиардов евро. Однако осенью 2017 года, когда власти королевства озаботились судьбой этих денег, выяснилось, что на счетах двух компаний Libyan Investment Authority и Libyan Foreign Investment Company осталось только около пять миллиардов. Остальные средства якобы удалось вывести уцелевшим соратникам Каддафи.

И тут как раз во Франции начинается новая избирательная кампания, правда, не президентская, а довыборы в парламент в департаментах Валь-дʼУаз и Бельфор. Их в начале февраля выиграли представители Республиканской партии, неформальным лидером которой остается Николя Саркози. Ближайшие большие выборы (муниципальные в 2019 году), еще далеко, но огромное политическое преимущество, полученное в 2017 году нынешним президентом Эммануэлем Макроном и его партией «Вперед, Республика!», поставлено под сомнение. Французская пресса даже писала на основании этих двух достаточно скромных электоральных компаний о начале заката «макронистов».

Так что налицо ряд совпадений, так или иначе связанных именно с Саркози или с ливийскими соратниками убитого диктатора Муаммара Каддафи. Они, очевидно, дадут обильную пищу для любителей конспирологии, которые могут теперь доказывать, что арест Саркози связан то ли с предстоящими выборами в Ливии, а значит с ливийской нефтью, либо с предстоящими выборами во Франции, а значит внутренней французской политикой, в которой ливийские деньги, например те, что якобы пропали в Бельгии, по-прежнему могут играть существенную роль.

Впрочем, самому Николя Саркози, наверное, сейчас не до этого. За решеткой он, несмотря на богатое политическое прошлое, еще не оказывался. При этом для Франции задержание бывшего президента хоть и не уникальное, но весьма экстраординарное событие.

Иван Преображенский