Posted 21 марта 2018,, 14:12

Published 21 марта 2018,, 14:12

Modified 31 января, 18:52

Updated 31 января, 18:52

Мяч на стороне Запада

21 марта 2018, 14:12
Опасность втягивания России в новую гонку вооружений существует, но для этого нужно, чтобы этот сценарий приняли для себя США и их союзники, полагают эксперты.

Владимир Путин сообщил, что в России «никто не собирается разгонять какую-то гонку вооружений». Возникает вопрос, как это соотносится с тем, что он говорил, выступая недавно с посланием перед Федеральным Собранием и демонстрируя на экране новые образцы вооружений, которым, по его словам, «никакие, даже перспективные системы ПРО… не помеха».

В связи с этим обозреватель «Росбалта» попросил экспертов высказать свое мнение о том, что же ждет Россию, да и остальной мир — сокращение военных расходов или, напротив, новая гонка вооружений.

По словам вице-президента фонда «Центр политических технологий» Алексея Макаркина, вопрос о том, втянется ли РФ в новую гонку вооружений с Западом или нет, во многом зависит от позиции Запада. По его мнению, «имеющиеся сегодня соглашения по ограничению стратегических вооружений американцев устраивают, а Россию — нет. Москва хочет новых переговоров, а США их не хотят». Таким образом, считает политолог, недавней демонстрацией новых видов оружия Путин хотел бы заставить Соединенные Штаты пойти на такие переговоры.

Сейчас, по выражению Макаркина, «мяч на стороне американцев», которые могут пойти или не пойти на переговоры с РФ. Если они согласятся, «то гонки вооружений не будет», говорит эксперт. Однако пока, отмечает Макаркин, эту идею поддержало меньшинство как республиканских сенаторов, так и членов Сената от демократов.

Другой сценарий состоит в том, что «американцы принимают этот вызов, рассматривают его как шанс для своей военной промышленности, и раскручивают гонку вооружений, и тогда России уже придется в нее втягиваться».

Эксперт напомнил, что в самом начале своего правления президент США Дональд Трамп высказал идею сокращения ядерных вооружений, однако в той формулировке это предложение американского лидера «произвело в России крайне негативное впечатление, так как в Москве оно было воспринято, как стремление еще больше урезать российский ядерный потенциал при сохранении американской системы противоракетной обороны (ПРО)».

«Представить себе, что Трамп согласится сейчас на большой сценарий сокращения противоракетной обороны, довольно сложно», — считает политолог. Он объясняет это тем, что, с одной стороны, у самого главы Белого дома достаточно большие амбиции по поводу увеличения военных расходов, а с другой, «если он пойдет навстречу России, его в очередной раз обвинят в том, что он работает на Москву».

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, в свою очередь, напоминает, что «России к середине 2000-х годов надо было перевооружаться полностью, что она и делает сегодня». По его мнению, «называть это гонкой вооружений или нет — это выбор каждого отдельного человека». Ему самому «никакой гонки вооружений в этом не видится».

В то же время, признает Храмчихин, «противоположная сторона начинает на это реагировать и видеть в этом именно гонку вооружений». По его словам, «кто и что будет делать дальше и как на это реагировать, я не знаю, тут начинается игра в термины». Однако, говорит он, «у страны должны быть вооруженные силы, достаточные для решения поставленных перед ними задач».

Генерал-майор в отставке, член Совета по внешней и оборонной политике Павел Золотарев уверен, что Российская Федерация не будет втягиваться в гонку, а наоборот планирует сократить военные расходы.

Россия, по его словам, отчасти сама стимулировала новую гонку вооружений, поскольку «обстоятельства сложились таким образом, что после длительного периода, когда мы не могли финансировать производство вооружений и военной техники, были вынуждены приступить к этому этапу и приступить достаточно интенсивно», — напоминает Золотарев.

Эксперт отметил, что к 2007 году в России было «лишь 15-20% современных вооружений, а остальное все было старым и неисправным», при этом основное финансирование оборонки, по его словам, пришлось на последний срок Путина.

«Такое интенсивное вложение средств в ВПК, естественно, не осталось на Западе незамеченным и, конечно же, они, прежде всего, США, это используют, чтобы увеличить собственные военные расходы. Стимулирует это и соответствующий раздел последнего послания Путина Федеральному Собранию», — сказал эксперт. По его мнению, недавние слова Путина о том, что РФ не будет втягиваться в новую гонку вооружений, как раз направлены «на нейтрализацию того эффекта», который произвело это его выступление.

«Для нас гонка вооружений крайне невыгодна, потому что мы к ней просто не способны. Экономические возможности страны этого не позволяют. В течение последней пятилетки мы ощутили, что обобрав образование, здравоохранение и науку, дальше так двигаться нельзя. Часть оборонных программ уже сократили, что, впрочем, бесполезно, потому что конверсия требует вложения, а не снижения средств», — сказал генерал.

Кроме того он отметил, что даже те новые виды вооружений, которые были продемонстрированы, «это технологии советского времени, реализованные сейчас. И чтобы мы сейчас ни делали, ни один образец (вооружений) не может быть создан либо без западного оборудования, либо соответствующих комплектующих».

Александр Желенин