Posted 22 марта 2018,, 17:38

Published 22 марта 2018,, 17:38

Modified 30 марта, 20:22

Updated 30 марта, 20:22

Киев еще раз «навсегда» порвал с Москвой

22 марта 2018, 17:38
Украина свернула программу экономического сотрудничества с Россией. Звучит страшновато. Однако хуже вряд ли будет, правда, и лучше не станет.

Киев в одностороннем порядке прекратил действие программы экономического сотрудничества России и Украины, подписанной еще премьерами Путиным и Азаровым. Документ должен был действовать еще два года. Он предусматривал двустороннее сотрудничество в торговой, энергетической, транспортной, социально-гуманитарной, оборонной областях.

«Прекращение действия программы является частью комплекса мер правительства Украины, направленных на противодействие агрессивной политике РФ в общеполитическом контексте и в торгово-экономической сфере, в частности, — говорится в пояснительной записке правительства. — Действия, которые на протяжении последних нескольких лет РФ систематически предпринимает в отношении Украины, прямо противоречат заявленным в программе целям развития сотрудничества между странами».

Ранее МИД подготовил предложения о денонсации договора о дружбе с РФ, а также выходе из СНГ. Министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что страна должна минимизировать торгово-экономические отношения с Россией. Согласно утверждению премьера Владимира Гройсмана, сворачивание программы должно нанести серьезный ущерб РФ. «Будем делать все, чтобы страна-агрессор платила высокую цену за агрессию в Украине», — сказал он в интервью телеканалу «112 Украина». Российские же СМИ в один голос утверждают, что Порошенко решил «назло бабушке отморозить уши». Кому верить?

Можно сказать, что украинские эксперты своими рассуждениями-прогнозами внесли еще большую сумятицу и неразбериху в головы простых граждан, выдав две основные, полностью противоречащие друг другу версии. Согласно «пессимистичной», Украина сильно потеряет. Например, по словам «путинского кума», известного бизнесмена Виктора Медведчука, чтобы сохранить свою экономику, Украина должна действовать совершенно «наоборот» — то есть укреплять сотрудничество с РФ, а не рушить его. Но поскольку эта точка зрения, пусть и не лишенная оснований, и без того тиражируется в российских медиа, не будем воспроизводить ее подробно, а «помониторим» мнения из украинского информпространства.

«Прекращение действия программы экономического сотрудничества с Россией не приведет ни к каким изменениям, поскольку все положения этой программы были остановлены после 2014 года тем или иным способом — либо из-за введения санкционных режимов, или путем разрывов отраслевых договоров с РФ», — высказал свою точку зрения агентству УНИАН Анатолий Баронин, директор аналитической группы Da Vinci AG. Согласно его мнению, определенная задержка в принятии такого решения была связана исключительно с тем, что договор касался довольно чувствительных отраслей, нуждающихся в проведении соответствующих диверсификаций поставок и снижения рисков для обеспечения, например, ядерной энергетики или авиастроения.

Поэтому, считает эксперт, это логическое продолжение политики правительства, поставившего точку в процессе сотрудничества со структурами Таможенного союза (а теперь и ЕАЭС), куда ранее предполагалось интегрировать Украину. «Этот вопрос был закрыт еще в 2014 году, а сегодня мы убрали из системы нормативных актов последние документальные упоминания о нем», — говорит Баронин.

В то же время выход из СНГ не выглядит столь уж однозначным решением. Членами организации по-прежнему остаются и Белоруссия, и страны Средней Азии, которые являются потребителями украинской продукции. А потому, есть мнение: если Кабмин уверен в том, что выход из Содружества позволит Украине сохранить ее экономические позиции в этих государствах и не приведет к торгово-экономическим ограничениям для украинских производителей, то, безусловно, это решение можно будет только приветствовать, поскольку СНГ уже долгое время не является эффективной организацией. Анатолий Баронин назвал все объединения (Таможенный союз, ЕАЭС), создаваемые РФ на постсоветском пространстве, «утопическими» и не имеющими ничего общего с экономикой. Это, по его мнению, политические структуры, служащие для закрепления влияния РФ на внешней арене. Поэтому, если Украина и пойдет на выход из СНГ, то это не окажет существенного влияния на изменения торгового баланса Украины и ее экономического присутствия в Центральной Азии, уверен директор Da Vinci AG.

Но вернемся только к российско-украинским взаимоотношениям. «Мы можем разорвать экономические отношения с кем угодно, в том числе с РФ. Откровенно говоря, коллапс в этих экономических отношениях уже состоялся, — пишет в своем блоге Олег Устенко, директор Международного фонда Блейзера. — С высоким уровнем достоверности могу сказать, что разрыв этого экономического договора вообще ничего не дает. Наши торговые отношения с русскими регулируются в более широкой плоскости — в рамках ВТО. И мы, и они являются членами ВТО. И мы, и они устанавливаем тарифы в рамках ВТО, у нас нет никаких льготных тарифов. Поэтому разрыв этого договора является более политическим, чем экономически мотивированным решением».

Эксперт обращает внимание на то, что если в 2013 году на долю РФ приходилось около трети украинского экспорта, а на весь ЕС значительно меньше, то теперь ситуация резко изменилась и основным торговым партнером Украины стал Европейский союз. Теперь уже в Европу направляется до 40% украинского экспорта, а доля РФ составляет менее 10%.

Хотя нужно понимать, что за четыре года общий объем, продаваемого за границу, значительно снизился. И увеличение украинского присутствия на рынках ЕС не смогло компенсировать потери от поставок в Российскую Федерацию. По Украине больно ударило то, что ей перекрыли экспорт в РФ машиностроительной продукции и товаров с высоким уровнем добавленной стоимости. В результате она стала страной, которая торгует в основном сырьем. Более 60% в структуре украинского экспорта сегодня — это металлы, химия и продукция сельского хозяйства, как в слаборазвитых странах.

«Но даже этот сырьевой экспорт относится к группе товаров с высокой волатильностью (изменчивостью цены). Пока конъюнктура на рынке неплохая, наши экспортеры относительно неплохо себя чувствуют, но как только конъюнктура начнет ухудшаться (а риски этого достаточно большие на конец 2018 — начало 2019), это может больно по нам ударить», — пишет Устенко.

«Программа экономического сотрудничества была присуща ситуации взаимоотношений между Киевом и Москвой, которые тогда были на подъеме. Сегодня же этот документ не соответствует политическому тренду в Украине, ведь в нем говорится о кооперации, а в условиях объявления России государством-агрессором кооперироваться, в частности в производстве товаров двойного назначения, просто невозможно», — сказал экономист Андрей Блинов в эфире телеканала NewsOne.

При этом он отмечает, что и сегодня торговые отношения Украины и России все равно остаются достаточно весомыми — 10% товарооборота приходится на РФ. Существует ряд товаров, которые можно отнести к статусу критического импорта, например, поставки угля или тех же ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) для атомных электростанций. Все это крайне трудно заменить. Однако, по его мнению, если говорить о программе экономического сотрудничества, то это договор дружественных государств. Сейчас очевидно, что между официальными Киевом и Москвой нет дружеских отношений, нет послов и торговых представительств. Поэтому в этих условиях говорить о каком сотрудничестве и планировании внешнеэкономической доктрины с учетом торгового партнера не представляется возможным. Поэтому отмену действия программы специалист называет формальностью. По сути, ничего не меняется, кроме того, что это приведение нормативных договоренностей в соответствии фактическому состоянию экономических отношений.

В общем-то и без экспертов понятно, что торговые отношения двух стран уже давно регулируются отдельными контрактами, а не программой, и прекращение ее действия — политически мотивированное решение накануне приближающихся выборов. И то, что для торговли самым необходимым не обязательно иметь межгосударственное соглашение, тоже понятно — ведь она в основном ведется от имени частных компаний.

Эксперты не объяснили главного — где страна будет брать то, чего до сих пор не нашла вне России? Ну ладно, на заработки пока можно поехать в Европу, а уголь и ТВЭЛы для АЭС? Но, судя по упорству украинского правительства, в Киеве что-то знают, чего не знают другие. Возможно, Запад пообещал Порошенко очередную порцию внушительной помощи?

Валентин Корж, Днепр, Украина