Posted 16 апреля 2018,, 08:25

Published 16 апреля 2018,, 08:25

Modified 30 марта, 20:07

Updated 30 марта, 20:07

Россия помогла Саргсяну сменить «себя на себя»

16 апреля 2018, 08:25
Не слишком популярный экс-президент Армении 17 апреля станет премьером. Почему же граждане не восстали против «диктатуры», и какова роль в этом РФ?

Серж Саргсян, которому Конституция Армении не позволяет баллотироваться на третий президентский срок, не зря в спешном порядке изменил основной закон республики. Не желая уходить с политического Олимпа, он «всего лишь» осуществил конституционную реформу, при которой Армения от президентской формы правления перешла к парламентской. То есть первым лицом республики является теперь премьер-министр, а президент становится «английской королевой» армянского разлива.

Серж Азатович до последнего времени кокетничал и не подтверждал своих премьерских амбиций, но, разумеется, никто ему не верил и правильно делал: завтра парламент республики «изберет» нового главу правительства при единственном кандидате на этот пост — Серже Саргсяне. В том, что его утвердят, нет никаких сомнений — для этого требуется простое большинство голосов, которое правящая Республиканская партия имеет, причем, не «тютелька в тютельку», а с избытком.

Таким образом, не остается никаких сомнений в том, что Саргсян поменял конституцию под себя. Отныне вся власть в республике будет сосредоточена в его руках. А Карену Карапетяну — «бывшему» высокопоставленному кадру «Газпрома», возглавлявшему правительство в течение последних полутора лет (его назначение на этот пост было вызвано необходимостью хоть как-то приглушить революционные настроения в Армении), отводится, по всей вероятности, роль первого вице-премьера — фактически, «российского контролера» при главе государства.

Кстати, о выдвижении «республиканцами» Саргсяна на пост премьера объявил сам Карапетян. Причем, весьма своеобразно: он не привел убедительных аргументов в пользу того, почему именно Серж Азатович, а никто другой удостоился чести третьего срока управления Арменией — видимо, чтобы не выглядеть смешным. Он ограничился туманной аргументацией, сводящейся к тому, что кандидатура Саргсяна оправдана «в условиях вызовов, стоящих перед страной», а также в контексте плавного перехода к новой модели управления государством и сохранения ее «конфигурации».

Отметим, что Карапетян пользуется гораздо большей симпатией в армянском обществе, нежели Саргсян, однако действенного сопротивления выдвижению бывшего президента на пост премьера оно не оказало. Правда, в Армении сейчас проходят антисаргсяновские митинги с применением дымовых шашек, а представители оппозиционной парламентской партии «Елк» даже зажгли в зале заседаний законодательного органа импровизированный «факел свободы». Они обратились к населению Армении с призывом консолидироваться и «предотвратить третий срок Сержа Саргсяна, поставить точку нахождению РПА во власти и создать такую Армению, о которой мечтаем». Дело дошло и до того, что в выходные группа активистов от партии «Елк» под руководством ее лидера Николы Пашиняна штурмовала здание Общественного радио Армении и ворвалась в него, в результате чего прокуратура завела на них «дело».

Ворвались «елковцы» и в медицинский колледж в Ереване, где агитировали студентов бойкотировать учебный процесс. Но, пожалуй, самым резонансным событием стало то, что на блокированном активистами оппозиции проспекте Маштоца в Ереване взорвался автомобиль. Есть ли пострадавшие — пока неизвестно. Однако с сегодняшнего утра в результате оцепления протестующими центральных улиц часть армянской столицы впала в транспортный коллапс.

Лидер «Елк» грозится сорвать завтра заседание парламента, на котором будут «избирать» Саргсяна премьером — его соратники перекрыли проспект Баграмяна, ведущий к зданию законодательного органа. По словам Пашиняна, действия оппозиции не будут носить «криминального характера» (правда, таковой уже проглядывается), и «все произойдет в рамках закона». Акция неповиновения, пообещал он, «поднимет волну» не только в Ереване, но и во всей Армении. По его информации, заседание парламента может пройти за пределами Еревана.

Но, как показывает ситуация, протесты эти ровно ничего не значат. Кстати, полиция не сильно свирепствует — скорее всего, чтобы точечные и пока не критические по численности акции не переросли в массовые из духа противоречия и невозможности усидеть дома, когда «наших бьют». Словом, это сугубо психологический момент, и власти его просекли. Кроме того, на руку им играет отсутствие консолидации всего армянского оппозиционного спектра. Причин здесь несколько, включая борьбу за лидерство и боязнь потерять бизнес.

Что же касается недовольного Саргсяном «простого люда», он, в большинстве своем, не доверяет ни власти, ни оппозиции и считает, что радикальные политические изменения либо невозможны по определению (их не допустит Москва), либо «может стать еще хуже». Выход — мириться с авторитарным режимом, очень устраивающим Россию, военная база которой расположена на армянской территории, в городе Гюмри: при Саргсяне, как первом лице государства, ей ничего не грозит. Кроме того, Саргсян ввел Армению в Евразийский экономический союз и создал с РФ объединенную группировку войск. И еще: при Серже Азатовиче, хоть этот процесс начался и до него, под российский контроль отошли почти все стратегически важные объекты республики.

Главный вопрос: каковы заслуги Саргсяна перед Арменией за десять лет его президентства, что ему дают «порулить» еще на неопределенно длительный срок? И чего было больше — достижений или провалов? Начнем с последних, как превалирующих. Социально-экономические проблемы он не решил — в годы его правления, по неофициальным данным, республику с населением около 3,5 миллиона человек покинули 400 тысяч ее жителей. Коррупцию и экономические монополии не поборол. Оппозицию, можно сказать, почти уничтожил, но при этом кичится созданием свободной и конкурентной среды для политических сил.

Как утверждают оппоненты Саргсяна, будучи главнокомандующим, он потерял территории, проиграл гонку вооружений Азербайджану и вообще несведущ в вопросах безопасности. Карабахская проблема в годы его правления не только не была урегулирована — не удалось даже достигнуть стабилизации обстановки на линии фронта.

Если говорить о плюсах его правления, тут следует отметить усилия по недопущению масштабного внутриполитического кризиса как предвестника «цветных переворотов», хотя еще чуть-чуть и ситуация могла выйти из-под контроля. И это, пожалуй, единственная заслуга Саргсяна. По сравнению с ним теперь уже отставной глава правительства и будущий первый вице-премьер Карен Карапетян видится «гигантом мысли», но республику ему все же не доверили. Интересно, кто: Москва, чьим человеком он считается? Или все же доверили — в контексте недопущения Саргсяном грубых ошибок — как экономических, так и внешнеполитических: его заигрывания с Западом могут «ненароком» принять форму, не устраивающую Россию.

О Карапетяне, которого армяне в качестве главы государства приняли бы лучше, что они и подтвердили, когда того назначили премьером с целью разрядить напряженную обстановку в республике, можно сказать следующее: за полтора года у него было больше успехов, чем «проколов». Во-первых, ему, насколько это позволили армянские реалии, удалось стабилизировать финансовую и макроэкономическую обстановку, нескольку улучшить инвестиционную и бизнес-среду. При нем увеличился экономический рост и возрос экспорт армянской продукции.

Но с коррупцией Карапетян ничего не смог поделать — для этого нужна была политическая воля первого лица государства, то есть Саргсяна, которая, судя по всему, отсутствовала. Не удалось «поднять» и социальную сферу, но, согласимся, за столь короткий срок работы сделать это было невозможно. Однако рецессия была остановлена. Рейтинг правительства сразу возрос. Каким он будет в премьерство Саргсяна, можно только гадать — все будет зависеть от того, сумеет ли он сохранить «курс» Карапетяна, одолеть коррупцию и монополии: с российскими, конечно, справиться невозможно, а с местными, при желании — вполне.

Словом, в должности премьера Саргсян столкнется с теми проблемами, которые были порождены либо усугублены им же на посту президента. Что ж, когда сам себя сменяешь, то пенять следует только на самого себя. И отвечать (или игнорировать) неприятные вопросы. В частности, по данным АрмИнфо, партия «Еркир цирани» ходатайствует перед генеральной прокуратурой о привлечении Саргсяна к ответственности за «государственную измену». В заявлении партии «измена» расшифровывается как совершение экс-президентом различных экономических и политических преступлений, потеря территорий во время четырехдневных военных действий с Азербайджаном в апреле 2016 года, узурпация власти и т. д.

Как отмечает издание, ранее с аналогичными исками партия обращалась в генпрокуратуру, и «обвиняемыми» тогда были первый и второй президенты Армении — Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян. Но никакого ответа из вышеназванной инстанции они не получили. Просто поплевали против ветра. История, видимо, повторится и в третий раз.

Lragir задается вопросом: как намерен управлять Саргсян, которого оно упорно именует Саркисяном, страной в течение ближайших пяти лет? Армянское издание приводит соображения известного эксперта фонда Карнеги Томаса де Ваала, «сделавшего тонкое замечание по поводу политической натуры Сержа Саркисяна»: «Говоря о том, что Саркисян — хороший игрок, … де Ваал отмечает, что ему удалось создать все условия для продолжения своей власти. Но зачем ему нужна власть, … хочет ли Серж Саркисян перемен и развития, или его цель — сохранить то, что есть?»

И далее — видимо, от автора издания: «В качестве одного из „плюсов“ Сержа Саркисяна еще со времен карабахской войны многие отмечают его способность создавать и хранить ресурсы и всегда иметь „на всякий случай“ канистру бензина. Серж Саркисян действительно умеет сохранять то, что есть, вовремя проводить инвентаризацию, знать, что где лежит. Но способен ли он выйти за рамки „склада“, рисковать и развивать?»

Что касается «развития»: Саргсян пообещал к 2040 году увеличить население Армении до четырех миллионов человек (за счет возвращения богатых армян, о котором он уже напрасно грезил ранее, или «репродуктивной революции» — неясно). А к 2030 году Серж Азатович настроен создать в республике «нескольких сотен тысяч рабочих мест с высокой заработной платой», и таким путем добиться «значительного сокращения бедности в стране». Если, конечно, Армения к тому времени не полыхнет под его «мудрым» руководством.

Ирина Джорбенадзе