Posted 27 апреля 2018,, 17:05

Published 27 апреля 2018,, 17:05

Modified 30 марта, 19:59

Updated 30 марта, 19:59

Украину «шантажируют» антикоррупционным судом

27 апреля 2018, 17:05
В Международном валютном фонде настойчиво, раз за разом повторяют, какой закон обязательно должны принять в Киеве в обмен на новый кредит.

Получение Украиной очередного транша от МВФ, по мнению многих экспертов — для экономики вопрос очень важный. Без него очень сложно будет справиться с выплатами по внешнему долгу и вряд ли удастся привлечь евробонды — их ликвидность серьезно зависит от сотрудничества с Фондом. В прошлом году программу «заморозили» из-за недовольства международных кредиторов продвижением украинских реформ. Запад кое-как «проглотил» отказ Верховной рады открыть рынок земли, но принципиально уперся в другой позиции — без создания антикоррупционного суда денег не дадим. То есть — ни цента!

Категоричен не только МВФ, все остальные источники кредитов и другой поддержки (финансовой, консультационной, военной, информационной) тоже поднимают вопрос о более эффективном противодействии коррупции в Украине. Дошло до того, что понятие «очередной транш» может звучать исключительно в связке с понятием «антикоррупционный суд» — такая вот «ниточка с иголочкой», и никак иначе.

А ведь когда требование союзников по созданию отдельного специального суда по вопросам коррупции прозвучало впервые, глава государства пытался возмутиться несправедливыми и обидными условиями, зачисляющими Украину, в разряд «банановых республик» — им дают денег, чтобы не «загнулись» совсем, но жестко контролируют их целевое распределение. Однако его апелляции не возымели эффекта, на них просто не обратили внимания.

Создание дополнительной антикоррупционной структуры в Украине крайне неудобно власти — своей независимостью, неконтролируемостью и отъемом полноты влияния президента на эти важные институты. Ведь согласно требованиям союзников-кредиторов, антикоррупционными судьями должны быть международные эксперты, у которых в арсенале присутствует право вето, а Порошенко ожесточенно пытается выторговать для них только совещательную роль. Кроме этого, при возникновении действительно независимого суда станут возможными правовые прецеденты, вскрывающие экономические «безобразия», которые хоть и не Порошенко изобрел и внедрил в украинскую систему, но, согласно мнению большинства, не имеющему пока доказанных подтверждений, — активно в них участвует и «модернизирует».

Запад, в обмен на свою помощь, постоянно навязывает Украине непопулярные в народе требования: повышение цен на энергоносители и коммунальные платежи; сокращение социальных льгот и снижение размеров пенсий; разрыв экономических отношений с РФ; открытие беспрепятственного допуска западному капиталу к оставшимся национальным ресурсам. Многие на Украине реагируют на подобное с понятным раздражением (хотя идея о создании антикоррупционных судов, в отличие от других инициатив европейских и американских союзников, украинцам пришлась по душе и ее поддерживают). И вот, постепенно, созрела популярная точка зрения: «А не послать ли их к чертовой бабушке?» Некоторые экономисты считают, что Украина, хоть это будет и непросто, вполне может обойтись и без кредитов МВФ, и без глобальной зависимости от экономики РФ.

Тем не менее, президент страны либо согласно собственным субъективным убеждениям, либо, владея более полной информационной картиной состояния экономики, не решается пойти на подобный вариант. Несмотря на явные неудобства, которые принесут антикоррупционные суды, он активно пытается возобновить программу кредитования. Но и сильно с принятием закона о новых судах не торопится. Напомним, президент Петр Порошенко подал проект документа в Раду накануне Нового года. С тех пор он прошел несколько обсуждений, претерпел сотни поправок, но пока непонятно, когда же закон будет принят окончательно.

Национальный банк ранее прогнозировал в 2018-м получение всего двух траншей на общую сумму $3,5 млрд в первом и третьем кварталах. Но теперь в НБУ предупредили: раньше второго квартала помощи ждать не стоит, а если мы не получим деньги до конца июня, то нынешний этап сотрудничества с МВФ и вовсе прекратится.

Эта информация с большим злорадством тиражируется в российских СМИ. Если есть нужда узнать что-то об украинских долгах, то украинцам не стоит себя утруждать поисками цифр — в РФ уже все подсчитано, редкое издание хотя бы раз в неделю не публикует подобную статистику. Правда, рассчитывать на предельную достоверность этих сведений и печальных для соседней страны прогнозов нельзя: вот уже четыре года россиянам их собственная власть пропагандистски вдалбливает в головы, что Украина рухнет со дня на день и наступит там «русское счастье». Если бы эти предсказания сбылись, то уже несколько лет на «могилу» украинской политики и экономики возлагали бы венки.

Впрочем, и на Украине не у всех радужное настроение. Как отмечает в своем блоге исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, в этом году стране нужно $7 млрд валюты, из которых $4 млрд придется раздать по внешним долгам. Без сотрудничества с МВФ руководство страны оказывается перед двумя путями. Первый: идти на снижение золотовалютных резервов, которых около $19 млрд. Но снижая их до $12 млрд, открывать страну для кризиса в конце 2018-го или в начале 2019 года.

Второй: пойти на глобальную девальвацию гривны. Тогда доллар может стоить гораздо больше 30 грн. «В этом случае удастся встретить кризис 2019 года относительно вооруженными, и можно будет избежать сильных негативных последствий. Но все равно это означает, что к политическому пику в 2019-м мы подойдем крайне ослабевшими», — подчеркнул Устенко.

Политолог Руслан Бортник успокаивает украинцев в Facebook: в этом году сотрудничество с МВФ вряд ли прекратится. «Украинское руководство согласится на все требования Фонда по антикоррупционному суду. И уже на протяжении весны и лета этого года власти не будут сильно сопротивляться. Тут дело в том, что созданный суд заработает в лучшем случае под конец 2018 года, а первые свои решения вынесет не ранее второй половины 2019-го. То есть эти решения не повлияют на результаты выборов», — считает Бортник.

Версия с затягиванием Порошенко и его окружением создания антикоррупционного суда стала в последнее время популярна в политических кулуарах. Согласно ей, президент боится этих судов, но категорически противостоять их появлению более не имеет возможности. Поэтому выбран вариант, при котором новые судебные институты будут созданы, но не успеют затронуть личные интересы Петра Алексеевича при нынешнем сроке его правления. Потом, после выборов, он либо спокойно уйдет на покой и будет пользоваться неприкосновенностью, не позволяющей спрашивать с «бывших», либо снова станет действующим президентом, а там, с новыми силами и запасом времени, что-нибудь придумается.

Валентин Корж, Днепр, Украина