Posted 8 мая 2018,, 05:00

Published 8 мая 2018,, 05:00

Modified 31 января, 19:24

Updated 31 января, 19:24

В Киеве и Жмеринке снова живут «не совсем европейцы»?

8 мая 2018, 05:00
Украинцев напугали планами «идентификации» всех въезжающих в страны ЕС, что было воспринято как отмена «безвиза».

Слухи об ограничении безвизового посещения стран ЕС серьезно попортили нервы украинцам. Просочились они в основном из медиапространства РФ, где одному из главных постмайданных достижений Украины поспешили анонсировать позорный конец. Повышенный интерес к проблеме также обеспечило отсутствие официальных разъяснений со стороны киевских властей. Ни президент, ни представители МИД не удосужились подробно высказаться с объяснениями на эту тему.

Значительная часть населения, сделавшая ставку на выживание за счет свободного пересечения европейских границ, отреагировала возмущенно. С целью евроинтеграции было принято около 150 реформаторских законов, и далеко не все они выглядят выгодными для Украины. Однако на противоположной чаше весов располагался чрезвычайно заманчивый «безвиз», перевешивающий все доводы против реформ. Его долго ждали и в конце концов получили, что позволило президенту Порошенко многократно заявлять о признании украинских побед международным сообществом. «И что теперь? Нас обманули?! Для посещения Европы по биометрическому паспорту снова нужно будет оформлять разрешение?» — испуганно спрашивают на Украине.

Основным поводом для волнений стала категорическая формулировка «нововведений» некоторыми СМИ. Новость озвучили примерно так — Евросоюз планирует отменить «безвиз». И для Украины, и для других стран, которые его имеют. Формально он останется, но пропадет его главный элемент — спонтанность. То есть возможность купить билет и махнуть в Европу без всяких разрешений. Или просто поехать на автомобиле. Разрешение теперь получать придется. И к тому же платить за него 7 евро. Это будет не так сложно, как получение визы, все можно сделать через интернет, и тем не менее — это будет что-то вроде «многоразовой визы». И дело не в том, что могут отказать (большинству граждан отказа бояться не стоит), а в том, что между решением поехать и поездкой снова возникает бюрократическая преграда.

Если учесть, что подобные материалы вышли под красноречивыми заголовками типа: «Получите визу для безвиза», «Безвизовой сказочке Украины конец», «Элегантный безвиз превращается в… шляпу» и прочие подобные, а главный акцент сфокусирован на отмене «безвиза» именно для Украины, — то добиться негативно-истерической реакции в обществе, безусловно, удалось. Даже маститые журналисты в условиях дефицита детальной официальной информации в длинные первомайские выходные позволили себе панические настроения.

Матвей Ганапольский в эфире телеканала «Прямой» сокрушался о возможных нехороших последствиях подобного шага евровластей. «Ну не могу я поверить, что Порошенко допустит убиения своего главного козыря, своего основного достижения», — рассуждал ведущий в своей авторской программе. Народ внимательно слушал популярного в Украине журналиста, но про себя делал выводы, что «дыма без огня не бывает, и кто же его (Порошенко) слушать будет, захотят отменить — отменят», таким образом позволяя тревожной мысли поселиться в голове.

Впрочем, «печалиться» украинцам пришлось недолго, на смену грустным новостям пришли успокаивающие. Хоть первые лица государства так и не дали объяснений, в дело вступили многочисленные эксперты. По их словам — беспокоиться не о чем. Система авторизации граждан безвизовых стран — это история не про Украину. Точнее, не только про Украину — безвизовый режим с ЕС действует для около 60 государств: это и США, и Балканы, и почти вся Южная Америка, и даже некоторые экзотические страны Океании.

В конце апреля постпреды стран-членов ЕС предварительно одобрили внедрение электронной системы авторизации въезда в ЕС граждан третьих стран, с которыми действует безвизовый режим. Этот проект анонсируется в рамках повышения мер безопасности и борьбы с незаконной миграцией. Желающим путешествовать в ЕС придется перед поездкой регистрироваться на портале, указывать личные данные, которые будут проверены по базам данных ЕС, в том числе Европола. Предполагается, что после этого гражданин в течение короткого отрезка времени получит автоматический ответ, в котором будет разрешение на въезд или обоснование отказа в нем. За регистрацию будет взиматься сбор в 7 евро.

Полицейские ЕС давно жалуются, что у них недостаточно «инструментов» для противодействия преступности. Ежегодно границу ЕС по безвизовому режиму пересекает около 30 миллионов человек. Юридически «безвизового путешественника» могут завернуть на границе, но у пограничника обычно есть на это не больше минуты. Этого достаточно, чтобы «пробить паспорт» по базам Интерпола и Европола, задать вопрос о цели визита, но не больше. При этом у пограничников нет доступа к национальным базам данным нарушителей, подозрительных лиц, неплательщиков штрафов других государств-членов ЕС.

Очередные аргументы сторонники дополнительного контроля получили после серии терактов в ЕС. Для Европы миграционный кризис и его последствия до сих пор являются острой темой, источником проблем и противоречий, которые серьезно влияют на внешнюю и внутреннюю политику многих стран ЕС. Таким образом, боязнь новых миграционных волн, которые могли бы спровоцировать рост преступности в странах Евросоюза с одной стороны, а также необходимость выполнения обещаний ЕС о предоставлении безвизового режима Грузии и Украине с другой — заставила руководство ЕС искать способы успокоить общественное мнение, отреагировав на потенциальные вызовы.

«Соглашение является еще одним важным шагом в защите внешних границ ЕС. Зная, кто приедет в ЕС, прежде чем они даже прибудут на границу, мы получим возможность остановить тех, кто может представлять угрозу для наших граждан», — прокомментировал журналистам на брифинге проект, принятый постпредами стран-членов ЕС 25 апреля, министр внутренних дел Болгарии Валентин Радев.

В процессе дискуссий о «безвизе» возникла идея Европейской информационной системы авторизации путешествий (ETIAS). Точнее, идею системы позаимствовали. Так, например, граждане ЕС летают в США именно по такой же схеме: заполняют через интернет заявление-анкету в системе «Программа безвизового въезда» (ESTA) (заявка стоит 14 долларов, ожидание одобрения въезда, чаще всего ответ приходит сразу, может затянуться на 72 часа). Воспользоваться этой программой могут только граждане ЕС с биометрическими паспортами с электронным чипом, которым ранее не отказывали в визе США (и еще много условий и ограничений). Разрешение действительно 2 года (но его могут и отозвать), а находиться на территории США можно до 90 дней. Разрешение в системе ESTA не гарантирует въезд на территорию США — пограничник имеет право отказать во въезде.

Схожая система работает также в Австралии и Канаде. Так что работа над законопроектом по европейской ETIAS велась уже давно и вот сейчас вышла на финишную прямую. По задумке европейского проекта ETIAS, путешествующему нужно накануне поездки дополнительно заполнить анкету на специальном сайте. По данным издания «Европейская правда», вопросы в анкете стандартные: имя, паспортные данные, уровень образования. Цель ближайшего запланированного визита нужно будет просто выбрать из выпадающего меню (туризм/бизнес/к родственникам и т. п.), никаких документов в подтверждение этого подавать не придется. При этом в анкете будут принципиально новые вопросы вроде таких: не бывали ли вы в странах повышенного террористического риска; не посещали ли стран, где бушуют специфические эпидемии (ЕС будет обновлять этот список); не совершали ли вы уголовных преступлений за последние 10 лет, и если да — то в какой стране.

Внесенные данные будут проверять через базы ЕС и Интерпола и потом выдавать разрешение на въезд. Оно будет действовать три года (не нужно подавать заявку и платить сбор перед каждой поездкой). Сама процедура будет стоить 7 евро, а детям до 12 лет — бесплатно. Отказывать во въезде будут по следующим причинам: угроза терроризма от конкретного лица, обоснованное подозрение в причастности к преступной деятельности, наличие данных, что этот путешественник планирует остаться в ЕС нелегалом, или наличие нарушений, совершенных ранее в странах Евросоюза.

Немного спокойствия украинцам добавила информация о том, что систему планируют запустить с 2021 года. Но и то лишь частично — только в аэропортах и морских портах. Без авторизации в первые годы работы ETIAS можно будет въезжать в ЕС автомобилем, автобусом или поездом. А уже через три года — с 2024, обязательная регистрация должна заработать также для тех, которые едут в ЕС «по земле». Для Украины это сухопутные пункты пропуска государств-соседей (Польши, Венгрии, Словакии или Румынии).

В проекте решения ЕС отдельно отмечено, что дискриминация заявителей по происхождению запрещена. Но, тем не менее, у граждан Украины после «разъяснительной работы» остались некоторые вопросы: не придется ли оправдываться тем, кто родился в Донецкой или Луганской областях? Как повлияет на получение разрешения участие в АТО, проживание в Авдеевке? Не поставят ли данные факты биографии крест на поездках в Европу? Ведь в анкете будет пункт: «Не бывали ли вы в последние 10 лет в зоне войны или конфликта, а если да, то с какой целью?» — на который многим украинцам придется ответить утвердительно.

Валентин Корж, Днепр, Украина