Posted 29 мая 2018,, 14:49

Published 29 мая 2018,, 14:49

Modified 30 марта, 19:43

Updated 30 марта, 19:43

Москва выходит из окружения?

29 мая 2018, 14:49
В Кремле ждут нового заграничного гостя - на этот раз им станет премьер-министр Болгарии. Его дружеский визит продолжает виртуальный прорыв в российской внешней политике.

Зарубежные лидеры зачастили в Москву. Первым в нынешней череде визитов был приезд немецкого канцлера Ангелы Меркель в Сочи. Содержание переговоров не раскрывалось, но скорее всего, они ни к чему не привели. По крайней мере, судя по тому, что главной темой для комментаторов их итогов оказались цветы, подаренные Путиным главе немецкого правительства.

Вслед за Меркель на Петербургский международный экономический форум приехала сразу целая группа зарубежных лидеров, во главе с президентом Франции Эммануэлем Макроном и японским премьером Синдзо Абэ. Их переговорам с Владимиром Путиным не помешало даже официальное признание Нидерландами и Австралией ответственности России за сбитый в июле 2014 года над Донбассом Boeing 777 авиакомпании «Малайзийские авиалинии».

Это позволило многим российским комментаторам заговорить о том, что Москва постепенно выходит из «недружественного» дипломатического окружения, точнее из изоляции, нараставшей в последние годы по мере углубления противостояния с Западом.

Впрочем, стоит заметить, что ни переговоры с Макроном, ни встреча с Абэ не принесли Кремлю существенных дивидендов. За исключением, конечно, соглашения между французской компанией Total и российским «Новатэком», которые на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме договорились о совместной работе над проектом «Арктик СПГ 2» (общие вложения в проект оцениваются в $25,5 млрд).

Однако противоречий было зафиксировано, пожалуй, больше, чем сходств в позициях. С тем же французским президентом из политических тем продуктивно, судя по всему, удалось обсудить лишь «ядерную сделку» с Ираном, за сохранение которой выступают как Москва, так и Париж, выступивший в прямое противостояние с Вашингтоном по этому вопросу.

Спор с американским президентом Дональдом Трампом хоть и способствовал росту заинтересованности ЕС в поддержке со стороны России, не отменил все другие, общие для Запада, претензии к Кремлю, начиная с обвинения в присоединении в 2014 году Крымского полуострова.

Поэтому-то приезд болгарского лидера мог бы стать «вишенкой» на кремлевском торте, подтвердив не просто выход из дипломатической изоляции, но расширение российской зоны влияния. Точнее, возвращение Болгарии в эту зону. Бойко Борисов традиционно считался одним из наиболее недружественных Кремлю болгарских политиков. Приход к власти его партии «ГЕРБ» всегда приводил к резкому охлаждению двусторонних отношений. При нем и с его помощью приказали долго жить проекты достройки болгарской АЭС «Белене» и трубопровода «Южный поток», который Еврокомиссия сумела заблокировать как раз руками болгарских властей.

И вот теперь Бойко Борисов едет, судя по всему, с дружественным визитом. Незадолго до него в Москве побывал болгарский президент Румен Радев. Он не только принял участие в мероприятиях, посвященных 140-летию освобождения Болгарии, которое было одним из итогов Русско-турецкой войны 1877−1878 годов, но и предложил обсудить строительство прямого газопровода, который соединил бы Россию и его страну по дну Черного моря.

Это могло бы стать определенной компенсацией за несостоявшийся «Южный поток». Правда, экономическая рентабельность подобного проекта, мягко говоря, сомнительна. Но с геополитической точки зрения, а в России в последние годы любят смотреть на международные проекты именно с этой позиции, все уже не выглядит так однозначно.

Какое-либо соглашение с Бойко Борисовым в этом духе могло бы показать, что Кремль вернул себе потерянное влияние в Болгарии и шире — на Балканах. И, что немаловажно с символической точки зрения, это произошло бы сразу после саммита ЕС, прошедшего в болгарской столице Софии.

Правда, это вновь будет скорее виртуальное, а не реальное политическое достижение. До реального прорыва дипломатической блокады сегодня, пожалуй, дальше, чем в начале 2018 года. Гораздо выше вероятность введения новых западных санкций — на этот раз за Boeing.

Иван Преображенский