Posted 5 июня 2018,, 03:10

Published 5 июня 2018,, 03:10

Modified 31 января, 19:44

Updated 31 января, 19:44

СБУ «спасла» Бабченко, но поссорила Порошенко с Гройсманом

5 июня 2018, 03:10
Украинский премьер заявил, что может уйти в отставку. Эксперты связывают ультиматум с «убийством» российского журналиста.

В истории с Аркадием Бабченко в России «всем все понятно»: провокация, попытка очернить власти РФ и лично Путина, ну и т. д. А вот на более «плюралистичной» Украине не так: «все ясно» тут только СБУ, Генпрокуратуре и, разумеется, Петру Порошенко. Все остальные, включая ведущие СМИ и политбомонд, чешут в затылке и пытаются разобраться в хитросплетениях сложной многоходовой комбинации. Впрямую спецслужбы в подлоге и фальсификации масс-медиа не обвиняют, однако охотно указывают на многочисленные нелогичности и нестыковки в их действиях и объяснениях.

Представители оппозиции сначала обрушились праведным гневом на тех, кто не смог защитить Бабченко, а потом возмутились из-за манипуляции информацией. Правда, мнения, звучащие в кулуарах, повторить на камеру решились единицы. В эфире телеканала «112 Украина» депутат от «Оппозиционного блока» Михаил Добкин заявил, что не знает, за что «хвалить» СБУ после спецоперации с Бабченко, поскольку спецслужба «опозорила страну» в международном масштабе. Он посетовал на то, что правительства западных стран и международные организации, которые давали свою оценку «убийству» журналиста, оказались в роли разыгранных. «Скажем так: поневоле стали участниками этого дешевого спектакля», — сказал Добкин. Он предположил, что глава Службы безопасности Украины Василий Грицак и другие авторы инсценировки попытались таким образом помочь президенту Петру Порошенко повысить рейтинг. Однако, считает политик, «они его еще ниже закопали». Парламентарий подчеркнул, что сама Украина не получила никакой выгоды, кроме «позора очередного от этих сельских клоунов».

Впрочем, на мнение Добкина, считающегося пророссийски настроенным политиком, в Украине обращают внимание немногие. Вот если бы подобное сказала Юлия Тимошенко — это да, был бы резонанс. Но основной конкурент Порошенко на пост президента предпочла не спешить и не высказываться категорично.

«Главным сомнением», вызвавшим бурное обсуждение, явилась целесообразность имитации расстрела Бабченко. В Генпрокуратуре утверждают, что устроили вместе с СБУ театрализованный спектакль, «чтобы довести до финальной точки факт заказа убийства Бабченко и его выполнение». По словам генпрокурора Луценко, инсценировка гибели журналиста должна была позволить «получить больше информации о новых вероятных жертвах во время второго транша оплаты за выполненное убийство». Также фейк должен был помочь «отследить связи организатора с заказчиком после убийства» Бабченко.

С одной стороны, пишет «Страна», в этих аргументах действительно есть здравое зерно. Имитация преступления (в данном случае — убийства) — обычная практика работы правоохранительных органов. Но прибегают к ней исключительно в тех случаях, когда «постановка» позволяет следствию получить на руки неопровержимые доказательства против заказчиков злодеяний. Однако в тех материалах, которые были заявлены в суде прокурором по делу, ничего не говорится об этом. Выходит так, что в результате инсценировки, которую ГПУ и СБУ называют «успешно проведенной спецоперацией», «идеолога» убийства не только не задержали, но даже не идентифицировали. Хотя его личность открыто назвал в суде сам «организатор убийства» Борис Герман — это якобы представитель некоего «личного фонда Путина» Вячеслав Пивоварник.

Украинское общество также разделилось на признающих целесообразность подобной операции и считающих ее возможностью для власти подчеркнуть свою «крутизну». Судя по реакции в соцсетях, часть граждан не сомневается в необходимости неординарных методов действий «рыцарей плаща и кинжала», другая возмущенно крутит пальцем у виска. На фоне этого скандала особо интересными становятся прогнозы рейтингов кандидатов в президенты в начале июля.

Интересны мнения экс-разведчиков, которые «почти» уверены, что заказ на устранение Бабченко не фальшивка и не выдумка СБУ, и что исходил именно из РФ. «Не сомневаюсь, что заказ ликвидировать Бабченко все-таки был из Москвы. Да, журналист не занимался финансовыми расследованиями или вскрытием коррупционных схем, но был и, слава богу, остается ярким публицистом и последовательным критиком путинского режима», — поделился мнением с изданием «Гордон» генерал-майор Петр Копка, руководитель информационно-аналитического подразделения внешней разведки в 1993—2003 гг. — Мы порой слишком усложняем кремлевскую логику, которая в подавляющем большинстве случаев сводится к простой дуальности: «Раздражает? Ликвидировать!»

По его мнению, цель готовившегося на Бабченко покушения была одна — закрыть ему рот. Заявления, будто Россия не могла такое совершить накануне чемпионата мира по футболу, не выдерживают никакой критики. Готовившееся покушение не выпадает из новой парадигмы Кремля в войне против Украины, а именно — максимальный подрыв страны изнутри. В РФ нащупали слабое звено — неготовность украинских правоохранителей и спецслужб эффективно действовать в сложных условиях. Это, считает Копка, стало понятно в ходе расследований убийств Павла Шеремета, Дениса Вороненкова, Амины Окуевой и других.

Однако праздновать победу и «дырявить» погоны для новых звезд украинским службам рановато, считает бывший советский разведчик Юрий Швец. «Спецоперация СБУ может превратиться в пропагандистскую победу Москвы. Здесь или громкая победа, или оглушительное поражение. Третьего не дано, — комментирует ситуацию Швец в интервью Gordonua.com. — Фактически СБУ взвалила на себя огромную ответственность. Если провалятся, западные союзники этого Украине не простят, да и украинская общественность не забудет в ходе предстоящих выборов».

Теперь, по его словам, украинские спецслужбы должны предоставить «железобетонные» доказательства, что заказ ликвидировать Бабченко поступил из России. Украинские правоохранители должны показать организатора убийства, на которого вышла Москва, показать киллера и обнародовать убедительную доказательную базу (аудиоматериалы, скрытая видеосъемка, документы и так далее) участия спецслужб России в организации и подготовке убийства Бабченко. Если собранные доказательства окажутся неубедительными, это станет грандиозным провалом не только украинских спецслужб, но государства в целом. Более того, если СБУ пошла на такую рискованную операцию, значит, была санкция высшего руководства страны, которое окажется под сильнейшим ударом. Это касается и первого лица государства. Наконец, провал нанесет сильнейший удар по всем обвинениям, которые выдвигаются против России за рубежом по другим «мокрым делам», начиная от убийства Литвиненко и заканчивая отравлением Скрипалей. В идеале — нужна победа в открытом судебном процессе.

Если в добавок к столь авторитетным мнениям проанализировать и комментарии в соцсетях, то получается, что многие готовы «непатриотично» поверить в то, что операция придумана Киевом для отвлечения внимания своих граждан от повышения тарифов на энергоносители, безработицы, инфляции и т. д. А международных партнеров — от невыполнения требований в сфере борьбы с коррупцией и нецелевого, неэффективного использования помощи. Продолжение шоу в судебном зале, исполнителя-то, говорят — взяли. Ждем доказательств.

Казалось бы, какая связь «дела Бабченко» с антикоррупционным судом? Однако эксперты настойчиво связывают это заявление Гройсмана с тем, что он попал в разряд «непосвященных». «Убежден, что российская тоталитарная машина не простила ему честности и принципиальности. Настоящий друг Украины, который рассказывал миру правду о российской агрессии. Убийцы должны быть наказаны», — написал премьер по горячим следам после «убийства» на своей странице в Facebook, не предупрежденный своим патроном о том, что торопиться не надо. Ударил наотмашь, но по «воздуху».

Но и без этой «подставы» не очень хорошие отношения между Порошенко и Гройсманом стали явными. Проявляется это, например, в конфликте главы Кабмина с министром финансов Данилюком, играющим с МВФ свою игру с выбиванием транша через голову непосредственного начальства.

Конечно, в реальную отставку нынешнего премьера поверить сложно — слишком много его симпатантов в парламенте, чтобы наскрести 226 голосов за отстранение от должности. По мнению некоторых «специалистов по подковерной борьбе», это значит, что Гройсман решился на ультиматум Петру Алексеевичу, которого на Украине считают основным «тормозом» создания антикоррупционного суда. Так что, можно сказать, что обиделся Владимир Борисович не просто так, а с пользой для дела.

Валентин Корж, Днепр, Украина