Posted 7 июня 2018,, 08:15

Published 7 июня 2018,, 08:15

Modified 31 января, 19:46

Updated 31 января, 19:46

Почему в Киеве не празднуют очередную победу над Россией?

7 июня 2018, 08:15
Решение суда в Нидерландах об аресте активов «Газпрома» не послужило на Украине сигналом к началу всеобщего ликования.

Сообщение о том, что голландский суд удовлетворил ходатайство «Нафтогаза» об аресте активов «Газпрома», не стало топовой новостью в Украине, в отличие от медиа-пространства РФ. Странно: вроде бы должно было быть наоборот. Информацию неожиданно не прокомментировали первые лица государства, а ведущие издания кратко сослались на пресс-службу «Нафтогаза» и опубликовали лишь «информашки» без аналитических комментариев экспертов. Оживленно стало лишь в соцсетях, где «активисты» обеих сторон получили повод позлословить.

Согласно первой, верхушка власти слишком занята принятием закона о создании Антикоррупционного суда для топ-чиновников. Здесь полный аврал и истерика. Западные партнеры предъявили ультиматум и контролируют процесс обсуждения в Раде онлайн по скайпу. Не будет суда — не будет траншей МВФ и вообще макроэкономической помощи. Венецианская комиссия «забраковала» вариант Порошенко, согласно которому новая структура будет зависимой от президента страны, и навязывает свой, по которому «сесть» может каждый (включая Петра Алексеевича), а назначать судей будет Запад. Тут уж не до празднеств: если принять закон в такой редакции, можно лишиться власти и бизнеса; если «провалить» — придется распускать контролируемый парламент. Вдобавок, премьер Гройсман «взбунтовался» — грозит уйти в отставку и требует уволить «карманного» министра финансов Данилюка.

По второй версии, победа «Нафтогаза» — не совсем еще победа, чиновники госструктуры торопятся выдать желаемое за действительное, и до реальной конфискации пока дело не дошло. «Нафтогаз» напоминает, что также инициировал арест активов в других юрисдикциях, включая доли «Газпрома» в его дочерних компаниях Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG. «Швейцарский суд удовлетворил ходатайства «Нафтогаза», судебные исполнители проводят действия, чтобы заморозить эти и другие активы», — сообщает украинская компания.

Апелляция «Газпрома» по решениям Стокгольмского арбитража не означает автоматической отсрочки обязательства российской компании немедленно рассчитаться и не влияет на процесс взыскания. Подтверждением тому стали быстрые решения европейских судов различных юрисдикций, принятые на прошлой неделе», настаивают в Киеве. Реакция «Газпрома» на сообщения об аресте его активов в Нидерландах слово в слово повторяет комментарий на новости об атаках на его активы в юрисдикции Швейцарии. «Газпрому» стало известно, что «Нафтогаз Украины» на территории Королевства Нидерланды предпринимает действия по принудительному исполнению решения Стокгольмского арбитража от 28 февраля 2018 года по разбирательству в отношении транзитного контракта», — сообщило управление информации «Газпрома».

«Нафтогаз, несомненно, продолжит эти попытки сначала описать, а затем и отобрать имущество «Газпрома» в странах Евросоюза. Этих намерений никто в Киеве не скрывал. Соответствующие обращения были направлены в целый ряд судов, и вот уже имеется некий результат, — прокомментировал ситуацию эксперт в сфере энергетики, сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич изданию Ukraina.ru. — Важно другое: действительно ли то, что происходит в Голландии, является арестом активов? Или это просто опись активов? Хорошо зная «Нафтогаз», я бы на слово заявлениям этой компании не верил».

Одно дело, когда речь идет об акциях каких-либо акционерных обществ, арест которых, если не совершаются сделки по их продаже, в сущности, не несет за собой никаких проблем собственникам. Другое — это арест газа в хранилищах или денежных средств на счетах. Последствия могут быть более серьезными, считает эксперт. Пока были только сообщения об аресте акций «Северного потока-2», и это никак не повлияло на реализацию проекта, поскольку «Газпром» пока не собирается продавать свою долю в консорциуме. Кроме разъяснения «Нафтогаза» пока что не было другой информации. Особо доверять этим сообщениям, по мнению Марунича, не стоит. Например, в сообщении украинской компании есть странная фраза о том, что сотрудничать с судебными исполнителями отказались 6 из 7 дочерних газпромовских фирм Это что значит? Что исполнители пришли в эти компании и им не открыли двери? Весьма подозрительный момент.

Однако есть раздраженная реакция российской стороны, судя по которой, если «Нафтогазу» и не удалось совершить заявленные им победные действия, то получилось приблизиться к ним и неудобства «Газпрому» созданы вполне реальные. Российский газовый монополист заявил, что пока не получал никаких официальных документов об аресте своих активов в Нидерландах по иску НАК «Нафтогаз». При этом в холдинге добавили, что осведомлены о том, что «Нафтогаз» на территории Нидерландов предпринимает действия по принудительному исполнению решения Стокгольмского арбитража и аресту активов российской компании. «Газпром» сможет представить подробные комментарии по этому вопросу только после тщательного изучения документов, если они официально поступят в его адрес. Действия «Нафтогаза Украины» по аресту зарубежных активов «Газпрома» бросают тень на будущее отношений с Киевом по транзиту и поставкам газа, заявил журналистам министр энергетики РФ Александр Новак.

«Газпром» работает над правовой стороной вопроса, поэтому конечно на наш взгляд те меры, которые сегодня предпринимают украинские коллеги по взысканию задолженности, они не приводят к положительному решению этого вопроса с точки зрения дальнейшего взаимодействия и обсуждения на будущее ситуации, связанной с поставками газа на Украину, с транзитом и так далее, — сказал российский министр на брифинге. — Поэтому мы считаем, что для дальнейших партнерских отношений нехороший эффект наносят такие действия. И видим, что со стороны европейских государств, которые нацелены на то, чтобы были отрегулированы эти отношения, есть некое удивление тому, что это так сегодня происходит».

В принципе, очередное газовое обострение не вызвало каких-либо практических последствий — все осталось в плоскости взаимных теоретических угроз: Украина во чтобы то ни стало обещает взыскать присуженное ей в Стокгольме, Россия же напоминает, что, мол, попросите еще газу для содержания своей ГТС, дескать, думали, может, дать немного, но теперь точно не дадим.

Возникшая перепалка напрямую не связана с другим российским газовым проектом, однако все вопросы отрасли в конце концов возвращаются к нему. Несмотря на малое количество аргументов против Nord Stream-2, Украина все-таки имеет некоторые рычаги давления на Россию в этом вопросе, считают отдельные киевские эксперты. Эти рычаги связаны с решением Стокгольмского арбитража — объектами этого взыскания могли бы стать материальные активы, относящиеся к строительству «Северного потока-2». И, видимо, украинские чиновники решили, что пришло время попробовать.

Осталось только дождаться, что на это скажет Меркель, приготовившаяся сделать Германию европейским хабом. Все зависит от того захочет ли она сказать «нет» альтернативному газопроводу, поощряя Россию изменить свое поведение и отношение к международному праву, восстановить доверие к себе, уйти с территорий Украины, или мотивирует решение прагматическими интересами сохранения позиций немецкого бизнеса.

Валентин Корж, Днепр, Украина