Posted 13 июня 2018,, 11:53

Published 13 июня 2018,, 11:53

Modified 30 марта, 19:35

Updated 30 марта, 19:35

Пацанская сделка Кима и Трампа

13 июня 2018, 11:53
Манера поведения нынешнего лидера США вызывает раздражение и в его стране, и в Европе, но зато хорошо понятна пхеньянскому режиму.

Ким Чен Ын и Дональд Трамп на историческом саммите в Сингапуре договорились «установить прочный и стабильный мирный режим» на Корейском полуострове. Полчаса они общались тет-а-тет — в присутствии только переводчиков. Тогда, судя по всему, и были обсуждены самые важные вопросы. Затем к лидерам присоединились члены делегаций. Ну, а после переговоров в расширенном составе была подписана весьма общая декларация — КНДР обещала добиться полной денуклеаризации, не уточняя, что под этим подразумевается, а США обязались «гарантировать безопасность» Северной Корее и начать строить «новые отношения» с пхеньянским режимом.

Как это часто бывает в подобных случаях, пресса и комментаторы сразу предположили, что стороны в реальности ни о чем не договорились. Такие общие декларации обычно потом каждая из сторон толкует по-своему. Например, Дональд Трамп сразу по возвращению в США дал интервью телеканалу ABC, в котором изложил свое видение итогов саммита. По его мнению, и речи нет о том, чтобы американцы убрали свои войска и оружие с территории Южной Кореи. Зато Пхеньян должен сразу же после возвращения домой Ким Чен Ына приступить к процессу денуклеаризации. «Он (Ким Чен Ын) уже указывал на это, и посмотрите на то, что он уже предпринял», — заявил Трамп, сообщив, что у северокорейского лидера есть план, который он и озвучил на встрече с глазу на глаз.

Конечно, полностью доверяться Северной Корее, по словам американского лидера, не надо. «Мы должны будем проверять, что он делает. И мы будем проверять его, мы будем проверять его очень тщательно. Но у него есть план — полный и всеобъемлющий», — заверил президент США.

Ну, а все подозрения в том, что в реальности никакой сделки не случилось, Трамп отметает одной фразой. «Мы все должны желать, чтобы это произошло», — говорит он, пытаясь каждого сомневающегося в своем успехе представить как человека, который не хочет ликвидации угрозы со стороны Северной Кореи. И тут же Трамп отменил продолжение совместных с Южной Кореей учений, что уже вызвало раздражение у Японии.

В свою очередь КНДР явно предпочитает толковать достигнутые договоренности иначе (по крайней мере, публично). Как сообщает официальное северокорейское информагентство ЦТАК, по версии Пхеньяна, это «Трамп заявил о намерении прекратить совместные американо-южнокорейские военные учения, которые КНДР считает провокационными, выдвинул гарантии безопасности и отмены санкций против нее с одновременным движением вперед по пути улучшения отношений между двумя странами путем диалога и переговоров».

Вопреки тому, что заявляет президент США, северокорейцы говорят, что «Ким Чен Ын и Трамп согласились с важностью соблюдения принципа постепенных и одновременных действий для достижения мира, стабильности и денуклеаризации Корейского полуострова». Мало того, американскому президенту якобы были поставлены некоторые условия. «Ким Чен Ын уточнил, — говорится в сообщении ЦТАК, — что если Соединенные Штаты примут реальные меры по построению доверия для улучшения отношений КНДР-США, то КНДР также может на следующем этапе продолжить предпринимать дополнительные соразмерные шаги доброй воли».

Все эти сообщения, очевидно, так называемые «анекдоты, рассказанные на лестнице», то есть стремление усилить свою публичную позицию, которая, очевидно, не была такой жесткой во время переговоров. Не стоит забывать, что именно Трамп угрозой применения силы и ужесточением санкций добился проведения встречи с Ким Чен Ыном и навязал ему повестку переговоров. Так что, скорее всего, реальные итоги переговоров ближе к тому, что рассказывает американский лидер, а не его северокорейский визави.

Трамп, как видно из его интервью, понимает, что речь идет о его личных договоренностях с Ким Чен Ыном, а не каких-то юридически обязывающих соглашениях с КНДР. В условиях диктаторского режима, собственно, таких договоренностей и быть не может. Даже не самое честное слово северокорейского лидера явно вернее, чем стопка красиво написанных бумаг, которым никто в Пхеньяне не обязан следовать.

Поэтому и декларация, вопреки тому, чего ждали от Трампа, носит самый общий характер. Лидер США оставляет Ким Чен Ыну возможность сохранить лицо. Тем более, что американскому лидеру также необходим заметный внешнеполитический успех — это поможет усилить позиции Республиканской партии накануне промежуточных выборов, от которых зависит, сохранят ли республиканцы контроль над обеими палатами Конгресса.

Все же серьезные договоренности, если они были, были достигнуты на встрече один на один. Это может быть «пацанский» стиль дипломатии, вызывающий раздражение в США и в Евросоюзе. Зато хорошо понятный «пацанам» из Пхеньяна.

Вопрос только в том, достаточно ли они напуганы, чтобы соблюдать это неписаное соглашение, или же Трампа, как и многих его предшественников, ждет большое разочарование сразу после того, как КНДР получит первую экономическую помощь от Запада. Так уже, кстати, было в 2008 году, когда США исключили КНДР из списка стран-спонсоров терроризма, а в ответ Пхеньян допустил в страну инспекторов МАГАТЭ.

Сумеет ли Трамп добиться чего-то большего — это и есть главный вопрос прошедшей встречи, и судить об этом можно будет только по реальным последствиям, а не по тексту бумажной декларации.

Иван Преображенский