Posted 26 августа 2018,, 21:01

Published 26 августа 2018,, 21:01

Modified 30 марта, 18:55

Updated 30 марта, 18:55

Грузию возглавит «француженка»?

26 августа 2018, 21:01
В «Сакартвело» правящая партия может не выдвинуть своего кандидата на выборах президента, чтобы «помочь женщине» — гражданке Пятой республики.

Президентские выборы в Грузии назначены на 28 октября. Они станут последними прямыми общенародными — в дальнейшем, поскольку республика провела конституционную реформу и перешла к парламентской форме правления, президента будет избирать парламент. Доподлинно не ясно, станет ли действующий президент Георгий Маргвелашвили баллотироваться на второй срок. Но претендующих занять его место уже много. Из известных местному электорату фигур это, в первую очередь, гражданка Франции, уроженка Парижа, бывший министр иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили; два экс-спикера парламента — Давид Усупашвили и Давид Бакрадзе; еще один бывший глава МИД Григол Вашадзе (двое последних — выходцы из «Нацдвижения» Михаила Саакашвили); лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили.

Главной интригой выборов, усиливающей ее истерическую составляющую, является то, что правящая партия «Грузинская мечта» устами своего шефа — олигарха Бидзины Иванишвили — заявила, что она не собирается выдвигать собственного кандидата. По его пояснению, такое решение принято в интересах демократического развития страны — ведь «Грузинская мечта» и так имеет большинство мандатов в парламенте. Но в искренности Иванишвили можно было усомниться изначально: действующий президент Маргвелашви, как раз «мечтателями» выдвинутый, находится с исполнительной и законодательной властью большинства в весьма напряженных отношениях, что перманентно порождает в стране громкие скандалы — говорили даже о «кризисе» во внутриполитической жизни.

Отказ от выдвижения «своего» кандидата жест, конечно, красивый, но не на публику ли он сделан, причем весьма поспешно. Потому как премьер-министр Мамука Бахтадзе вдруг заявил, что правящая сила все же обсуждает вопрос выдвижения «своего», хотя ранее он говорил всего лишь о «поддержке» «Грузинской мечтой» одного из претендентов на президентский пост. Тогда в стране сложилось единодушное мнение, в соответствии с которым «мечтатели» лоббируют кандидатуру Зурабишвили — они помогли ей выиграть последние парламентские выборы в одном из тбилисских районов. Сама она не скрывает, что рассчитывает на такую же поддержку и сейчас. Но та ли это «лошадка», ставка на которую будет беспроигрышной? Вряд ли, и вот почему.

Во-первых, вокруг нее периодически вспыхивают скандалы, поскольку дама эта по-европейски свободна в своих действиях и высказываниях (как-никак, родилась во Франции и чуть ли не всю свою жизнь занимала приличные посты на «цивилизованном континенте»). Сейчас ее обвинили в «обхамлении» прессы, в то время как она, по ее же словам, всего лишь «пошутила». Но, не успев еще получить однозначной поддержки правящей партии, мадам настроила против себя значительную часть грузинского электората — возложила ответственность за развязывание августовской войны 2008 года на тогдашнее руководство Грузии. Напомним, что президентом в ту пору был Михаил Саакашвили.

Разумеется, заявив эдакое, она пролила бальзам на души некоторых оппонентов «Миши», однако навлекла на себя гнев не только оппозиции, но и многих представителей гражданского и «обыкновенного» общества, имеющего противоположное мнение по столь сенситивному вопросу.

«Общество» это, однако, забыло, чем оно «обязано» Зурабишвили: будучи министром иностранных дел Грузии, она развила бурную и успешную деятельность по выводу российских военных баз с территории страны. Бой с умудренным дипломатическим опытом российским коллегой был тогда знатным. И именно этот исторический для Грузии факт лоббисты Зурабишвили в правящей партии пытаются вытянуть на первый план. Но память у людей короткая, и, видимо, их попытки не имеют успеха.

С другой стороны, Зурабишвили будет трудно загнать в строгие рамки, и она попытается, как это сделал Маргвелашвили, проводить собственную независимую политику. Но «поле» для нее как президента Грузии, который, по новой Конституции, имеет лишь символические полномочия, наверняка окажется тесным. А это — новая головная боль для «мечтателей».

Последние как бы дали понять, что поддержат Зурабишвили, однако, судя по тому, что говорит премьер по поводу выдвижения правящей партией своего кандидата (вроде как прямая речь председателя «Мечты» Иванишвили «забыта», что очень «удобно» и практикуется часто), однако никаких гарантий поддержки ей не дали. Либо их отозвали, поскольку намеки на то, что она может стать протеже правящей партии, избирателям и основной части грузинского политического спектра не понравились.

Впрочем, электорат не сильно зацикливается на президентских выборах: этому, во-первых, способствует ограниченность полномочий президента — формально он остается главой государства и главнокомандующим, но при этом не может принимать самостоятельных решений, разве что помиловать заключенных или наложить вето на принятые законы, которое парламент благополучно преодолевает. Либо у избирателей сильна уверенность в том, что он ничего не решает, и власти все равно «протащат» того, кого захотят. И будет неудивительно, если они в последний момент выдвинут «тяжелую артиллерию» — самого Иванишвили, рейтинг которого после пятилетнего правления «мечтателей» сильно упал, поскольку своих предвыборных обещаний они не выполнили. Но, так или иначе, он является в сегодняшней Грузии наиболее влиятельной фигурой. Ну и президентство олигарха сократит разговоры о его «теневом правлении». На какое-то время народ успокоится и будет ждать перемен к лучшему. Хотя, повторимся, президент в сегодняшней Грузии ничего не решает, но лучше уж им быть, чем ходить в Дэн Сяопинах.

В общем, от оппозиции в президенты никто не пройдет, и это совершенно очевидно: сильных политиков среди них нет, и многие все еще боятся «тени Миши». Если правящая партия все же остановит свой выбор на Зурабишвили, которая уже заявила о своем выходе из гражданства Франции, как того требует грузинское законодательство, Грузия немного «приблизится» к Европе: биография предполагаемого нового президента страны будет тому способствовать — хотя бы формально.

Она родилась в семье эмигрантов (ее дед эмигрировал из Грузии с приходом советской власти), окончила Парижский институт политических наук и Колумбийский университет (США). Работала в МИД Франции, первым секретарем посольства этой страны в США, заместителем постпреда Франции в Евросоюзе, на других не менее престижных должностях. В Грузию ее направили в 2003 году в качестве посла Франции, но вскоре Саакашвили «соблазнил» ее должностью главы МИД. Впрочем, «недолго музыка играла» — она ушла в оппозицию и создала ничем не примечательную партию «Путь Грузии».

Славным этот «путь» не назовешь, и станет она президентом или нет, это ничего не решает. Да, она имеет большой опыт дипломатической работы, но сможет ли его реализовать — сблизить Грузию с Европой и при этом не вызвать «агрессии» России? Способствовать экономическому росту страны и искоренению безработицы, нищеты, преступности, которая, кстати, по сравнению с прошлым годом, увеличилась на 50%? А также приблизиться к решению вопроса восстановления территориальной целостности страны с таким же успехом, с каким ей удалось закрыть вопрос присутствия российских баз в Грузии.

Никто ничего не решит. Страна переживает состояние безвременья, стагнации, внешнеполитической неуверенности. И это надолго. Как это ни парадоксально, возможно, такая ситуация может избавить ее от тяжелых внешних «сотрясений». А качество жизни грузин никого не интересует. Как говорится, «лишь бы не было войны». То есть «внешней агрессии».

Что касается внутренней, МВД Грузии сейчас создает специальные полицейские группы для обеспечения на выборах «свободной, безопасной и спокойной среды». Процесс этот, так сказать, разноплановый, и силовиков непременно обвинят в содействии фальсификации выборов — «музыка» эта уже стала для Грузии национальной. Иногда она приводит к «мирным революциям».

А пока все наблюдают за игрищами правящей партии, выдвижением или не выдвижением ее кандидата; «секретами», которые откроются в последний момент; эмоциональными спорами, где должен работать президент — в построенном Саакашвили помпезном дворце или в помещении поскромнее (ведь он всего лишь свадебный генерал); за отсутствием у фигурантов президентской гонки внятных программ и речей, построенных исключительно на негативной повестке в отношении конкурентов. Все это смахивают на цирк, переставший вызывать улыбку. А вот злая от него усталость — налицо.