Posted 19 сентября 2018,, 16:24

Published 19 сентября 2018,, 16:24

Modified 31 января, 20:48

Updated 31 января, 20:48

Корея прекращает воевать

19 сентября 2018, 16:24
Модель будущего выглядит так: дешевые рабочие с Севера трудятся на высокотехнологичных предприятиях Юга.

С 18 по 20 сентября в Пхеньяне проходит пятый в истории и уже третий только за этот год межкорейский саммит, то есть официальная встреча лидеров Южной и Северной Корей. До этого в 2018-м году руководство двух государств встречалось в пограничном пункте Пханмунджон, теперь же южнокорейский президент Мун Чжэ Ин рискнул приехать к лидеру КНДР Ким Чен Ын в гости. Уже само по себе это выглядит сенсацией, демонстрируя действительно небывалый уровень двустороннего доверия.

Одним доверием дело, однако, не исчерпывается. По итогам саммита в Пхеньяне была подписана совместная декларация, в соответствии с которой КНДР обязуется, например, закрыть свой полигон, где проводились испытания ядерного оружия. И это только один из пунктов соглашения.

Две Кореи также договорились возобновить деятельность Кэсонского индустриального комплекса и туристического проекта в горах Кымгансан. Фактически речь идет о потенциальной модели будущего, где дешевые северокорейские рабочие руки трудятся на высокотехнологичных южнокорейских предприятиях. В технопарке в Кэсоне, после его открытия в 2004 году на 124 южнокорейских предприятиях работало более 54 тысяч северокорейцев. По итогам 2015 года прибыль от его деятельности уже превышала $500 млн. Однако в 2016 году КНДР запустила новую гонку вооружений, провела ядерные испытания и запустила ракету в космос, после чего комплекс был закрыт.

При том, что главным «спонсором» (скорее военным и политическим, чем экономическим) мирного урегулирования явно выступают США, нашлось в декларации место и для России. Среди прочего лидеры КНДР и Южной Кореи договорились в 2018 году начать работы по восстановлению единой для полуострова сети железных и автомобильных дорог на востоке и западе. Конечная цель этого проекта, как говорят, присоединиться к российскому Транссибу, что быстрее доставлять в Европу продукцию южнокорейских предприятий.

Помимо восстановления экономического сотрудничества расширяется и гуманитарное. Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин также решили, что две Кореи совместно подадут заявку на проведение летних Олимпийских игр в 2032 году. Причем, с учетом политической значимости этого проекта, всем понятно, что у них большие шансы на победу. Ну, а пока, как уже было во время последней Олимпиады, два корейских государства решили сформировать общую команду для ближайших Игр 2020 года в Токио.

Кроме того, КНДР и Южная Корея намерены открыть постоянно действующий центр встреч членов разделенных семей. К этой категории на полуострове относится несколько десятков тысяч человек, так что вопрос этот отнюдь не последний. Хотя, конечно, по важности он явно не дотягивает до сообщения о том, что северокорейский правитель Ким Чен Ын, вдохновленный, видимо, примером и смелостью южнокорейского президента, намерен до конца 2018 года посетить Сеул.

Что касается пресловутой денуклеаризации Корейского полуострова, то есть избавления его от ядерного оружия и технологий, которые позволяют его производить, тут тоже есть новости. Помимо полигона, один из ключевых пунктов совместной декларации касается обещания КНДР окончательно и навсегда закрыть экспериментальный ядерный реактор в исследовательском центре Йонбен, который до этого северокорейцы уже консервировали, а потом запускали заново.

Что принципиально важно, в документе отмечается, что сделано это будет в соответствии с доверенностями Ким Чен Ына с президентом США Дональдом Трампом. И оговаривается, что от американцев затем ожидаются ответные шаги, согласованные в Сингапуре на встрече двух лидеров (очевидно, ослабление или даже снятие санкций).

Последняя составляющая достигнутых соглашений — собственно военная. Она-то и позволяет говорить о прекращении войны двух Корей, начавшейся в 1950-м году и завершенной перемирием в 1953-м. Министры обороны двух стран подписали отдельное соглашение, в соответствии с которым КНДР и Южная Корея не будут проводить стрельбы и военные полеты в приграничных районах, что раньше случалось регулярно, особенно с северокорейской стороны в качестве демонстрации силы. В Желтом море также создается буферная зона, где не должны проводиться артиллерийские стрельбы и военно-морские учения. Наконец, должны быть демонтированы по 11 военных пограничных постов с каждой стороны.

Позднее все это и позволило представителю администрации южнокорейского президента, комментируя военное соглашение, высокопарно заявить, что де-факто речь идет о подписании странами декларации об официальном окончании Корейской войны и «начале мирного процесса для возобновления процветания Корейского полуострова».

Разумеется, загадывать наперед не стоит. Северная Корея много раз разрывала ранее подписанные документы и возвращалась к ядерному шантажу. Однако уже даже те соглашения, которые достигнуты, вопреки комментариям многих скептиков, демонстрируют, что нынешний президент США, похоже, и правда смог найти верный подход к Ким Чен Ыну.

Договоренности Дональда Трампа и Ким Чен Ына в Сингапуре, бывшие тогда преимущественно неформальными, что и вызывало вал критики, постепенно фиксируются на бумаге и, есть шанс, что в скором будущем даже начнут выполняться. Для Трампа, очевидно, это будет громадный внешнеполитический успех — прямое доказательство состоятельности его жесткого внешнеполитического курса.

Иван Преображенский