Posted 21 сентября 2018,, 08:55

Published 21 сентября 2018,, 08:55

Modified 31 января, 20:49

Updated 31 января, 20:49

Российским «предпенсионерам» впору позавидовать соседям?

21 сентября 2018, 08:55
На Украине не стали повышать возраст выхода на заслуженный отдых, правда, только для мужчин — он по-прежнему 60 лет. Женщин же с ними «уравняют в правах».

Жители Украины также пристально наблюдают за пенсионными изменениями в РФ и реакцией на них общества, несмотря на изобилие собственных, более актуальных проблем. Некоторые злорадствуют и желают «агрессору гореть в аду» — вот к чему вас привел Путин! Другие пытаются разобраться: где о пожилых и стариках заботятся лучше — если вообще заботятся.

Понятно, что главный «пункт обвинения» — повышение пенсионного возраста на пять лет, и россияне теперь вправе заявить: «Даже нищие украинцы после их пенсионной реформы, навязанной МВФ, имеют возможность уйти на заслуженный отдых раньше нас!»
Такая вот «подколка» для путинской команды: вы убеждаете нас, что «киевская хунта» ведет украинскую экономику в пропасть, разваливает страну в угоду США, что еще чуть-чуть и они все там начнут умирать с голоду, на коленях просить у нас милостыню, а на деле получается, что наша собственная экономика находится в положении еще более угрожающем. К тому же, вы еще и врете, утверждая, что «с пенсиями теперь везде так, и мы — самые последние».

Да, действительно, «украинскими пенсиями» можно тыкать российским властям в глаза. Отчасти. Хотя состояние пенсионной системы Украины точно не лучше чем в России. В 2017 году здесь потратили на выплаты пожилым людям около 17% ВВП — это абсолютный мировой рекорд. Для сравнения: на втором месте в Европе Италия, она тратит на пенсии более 13% ВВП, третья — Франция с 12%. А условно «предельной» нормой считается 10% ВВП, так что украинские власти отчисляют своим старикам чуть ли не вдвое больше.

Богатыми, понятно, от этого они не становятся: минималка на Украине сейчас несколько менее 1500 грн (3500 руб.), средняя пенсия — на 1 января этого года — 1828 грн (в столице, как это водится, на треть больше).

Тем не менее, начавший действовать с начала 2018 года закон (принят под давлением МВФ) пенсионный возраст на Украине не повысил. Вернее, не совсем так: еще раньше женщинам предложили уравняться в правах с мужчинами, а потому сейчас они имеют право на заслуженный отдых с 58,5 лет, а через три года будет действовать формула 60/60. Но что очень при этом важно, закон повысил значимость такого фактора, как стаж.

Не вдаваясь в подробности, в которых запросто потонет даже специалист, отметим, что на сегодняшний день мужчина (а скоро и женщина) может стать пенсионером в 60 прожитых лет, имея за плечами четверть века страхового стажа. Если человек официально трудился от 15 до 25 лет, то ему придется подождать до 63-х, а если еще меньше — то до 65 годиков. Если стажа не хватает, его можно «купить». Допустим, 60 как раз исполнилось, уплати за каждый недоработанный год 17 тыс. грн и гуляй — не хочу. Есть еще схема «докупки» стажа для тех, кто только собирается на пенсию через несколько лет, но в эти и другие многочисленные нюансы мы вникать не будем. Принцип понятен.

Правда, с каждым годом требования к стажу будут нарастать, и в 2028-м, чтобы стать пенсионером в 60, надо будет успеть отработать уже 35 лет. То есть всех предупредили: никакой теперь работы «в подполье», ну, а если при этом большая часть зарплаты получается в конверте, то это скажется на итоговом размере пенсии.

Казалось бы, вполне логичная и справедливая система, и, вроде бы, она точно не хуже российской. Вот прикиньте на себя: неужели вы сейчас к своим 60-ти 25 лет не отработали? Хотя очень может быть и так — и сейчас-то далеко не у всех «по закону», что уж говорить про 90-е. Ну, а на Украине, пожалуй, все еще «больше запущено».

В украинском министерстве соцполитики подсчитали, что в 2028 году только 55% предпенсионеров выполнят требования относительно стажа (сегодня их 70%) для своевременного выхода на заслуженный отдых. Остальные будут работать до 63 и 65 лет. То есть число людей пенсионного возраста, но без пенсий, будет расти с каждым годом. Правда, доля 65-летних пенсионеров почти не изменится: в этом году их будет 4%, а в 2028-м всего лишь на процент больше. Не трудно подсчитать, сколько украинцев заработают себе право на отдых к 63 годам — получается 40% ровно.

Правда, это официальные данные, озвученные властями в предвыборный год и потому, возможно, скорректированные в «нужную» сторону. Граждане о реальных цифрах боятся гадать.

Вообще-то реформа пенсионной системы на Украине состоит не только в этом — с 1 января 2019-го предполагалось запустить схему, которая должна была кое-что изменить в действующей солидарной системе. Делать в этом направлении «что-то» действительно необходимо: сейчас в Украине 10 работающих содержат 11 (по другим сведениям, 12-13) пенсионеров. Но никаких реальных шагов, способствующих снижению смертности, повышению рождаемости, созданию условий для возвращения трудоспособного населения с заграничных заработков, команда Порошенко-Гройсмана сделать не смогла. Но о ней (схеме) не будем. Во-первых, она уже почти точно вовремя не запустится (даже первого чтения в Раде законопроект не прошел), а, во-вторых, ограничимся темой пенсионного возраста.

В общем, что в РФ, что в Украине государство пытается минимизировать свои обязательства, заставить людей работать дольше и самим заботиться о себе. Вот только способы для этого выбраны разные — на Украине более «замаскированный», в России — «предельно честный», отчего российские предпенсионеры почему-то тоже в восторг не пришли. Впрочем, «полюбят» ли больше украинцы свою власть за «деликатность»?

«Тут нам гордиться нечем. Очевидно, что людям в России, которые требуют от государства достойно обеспечить их преклонные годы, не стоит равняться на нашу реформу — с ними поступают гораздо честнее. И размер пенсий у них гораздо выше, — делится с „Росбалтом“ своим мнением 67-летняя пенсионерка Валентина Николаевна из Днепропетровской области. — Но с другой стороны, если общество не будет бороться за свои права, его загонят в условия похлеще наших».

По поводу «честности» можно поспорить, а вот с последним трудно не согласиться.

Валентин Корж, Днепр, Украина