Posted 21 сентября 2018,, 11:20

Published 21 сентября 2018,, 11:20

Modified 31 января, 20:49

Updated 31 января, 20:49

Германия обиделась на Меркель

21 сентября 2018, 11:20
Рейтинг канцлера ФРГ падает, при этом националисты из «Альтернативы для Германии» уже стали второй по популярности партией в стране.

Почти половина немцев (47% от общего числа опрошенных) выступают за скорейшие досрочные парламентские выборы, которые приведут к смене правительства. Причем, по данным опроса, проведенного социологическим институтом Insa, на который ссылается газета Bild, 56% респондентов поддерживают идею о досрочной отставке нынешнего федерального канцлера Ангелы Меркель. Только 24% хотели бы, чтобы она осталась и почти столько же (29%) выступают также против досрочных выборов.

Социология наглядно демонстрирует — прошел всего год с момента проведения последних парламентских выборов, а страна уже устала от главы правительства и не вполне доверяет политике, которую она проводит. Тут стоит напомнить, что это недоверие родилось не сегодня.

Как раз около года назад провалился первый этап переговоров о создании новой правящей коалиции в Германии. Одержавший на выборах победу традиционный альянс Христианско-демократического и баварского христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) не сумел договориться с «зелеными» и «свободными демократами» (немецкими либералами) о создании нового правительства. Лидеры либералов заявили, что выходят из переговоров, поскольку политика Меркель строится на обмане и махинациях.

На повестке дня оказались досрочные выборы — первые за весь послевоенный период для Германии. Это страшно напугало немецкий истеблишмент и вызвало опасения бизнеса насчет дестабилизации ситуации в стране. Совместными усилиями они принудили СДПГ (социал-демократов) вновь войти в «большую коалицию» с ХДС/ХСС и сохранить нынешний состав парламента, избежав досрочных выборов. Причем за это заплатил своей политической карьерой тогдашний лидер СДПГ Мартин Шульц.

Менее чем за год нахождения у власти Ангелы Меркель едва не распался и традиционный союз ее партии ХДС с более консервативными баварцами из ХСС. Их лидер, министр внутренних дел Хорст Зеехофер выступил с ультиматумом, требуя или резко ужесточить формальные правила приема беженцев или ввести пограничный контроль на границах ФРГ. Меркель ультиматум не приняла и на экстренном саммите ЕС была принята весьма общая декларация по этому поводу.

Между тем «родная» ХСС практически отступилась от Зеехофера, испугавшись угрозы разрыва альянса с ХДС, что грозило бы христианским социалистам, скорее всего, разгромом на досрочных выборах. В итоге министр вынужден был от своего ультиматума фактически отказаться, неформально отношение к беженцам ужесточилось, но де-юре это решение принято не было.

Это, собственно, и есть главная претензия к Ангеле Меркель — лицемерие ее политики, несоответствие дел заявлениям и, наконец, стремление решать все конфликты и проблемы подковерно. Все это позволяет критикам федерального канцлера говорить, что реальная ее цель — это удержание власти. Все остальное только инструменты для этого.

Как результат, падает не только личный рейтинг Ангелы Меркель. Судя по данным очередного регулярного опроса Deutschlandtrend (организует социологический институт Infratest dimap по заказу немецкого общественного телевидения ARD) падает в целом электоральный рейтинг ХДС/ХСС. В сравнении с августом он снизился на 1 пункт и составил только 28%. Это самый низкий результат для немецких правоцентристов за все время проведения данного опроса, то есть с 1997 года.

Впрочем, если рейтинг ХДС/ХСС снижается, то СДПГ уже давно на дне. Вместе обе партии правящей коалиции имеют всего 45% — то есть их поддерживает менее половины избирателей. Социал-демократы уступили вторую позицию в электоральном рейтинге национал-популистам из партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). У СДПГ рейтинг уже всего 17%, тогда как АдГ поддерживают 18% потенциальных избирателей.

В случае новых выборов вообще неясно, как можно будет сформировать правящую коалицию — немцы, при всем их легендарном консерватизме, сейчас расходятся по самым крайним позициям. Прирастает только рейтинг наиболее радикальных партий. За «Зеленых», например, проголосовало бы сейчас 15%. Даже наследников восточногерманских коммунистов из «Левой партии» поддержали бы 10%. Ну, а либеральную СвДП — только 9%.

Похоже, что эпоха двухпартийных правительств в Германии заканчивается. Следующие выборы, когда бы они ни состоялись, наверняка приведут к формированию коалиции из трех, а то и четырех партий с очень разными программами и интересами. И это можно будет назвать, судя по всему, оздоровлением немецкой политики и приближением ее вновь к реальным избирателям, после условного «застоя» эпохи Меркель.

Как альтернатива — длительный политический кризис в ФРГ. Хорошо если не настолько же затяжной, как правление Меркель, которое может растянуться на добрых полтора десятилетия. И в этом случае кризис наверняка ждет и Евросоюз в целом.

Правда, есть и третий вариант, о котором еще накануне последних парламентских выборов говорили немецкие эксперты — это досрочная добровольная отставка федерального канцлера. Меркель могла бы найти себе преемника, поддержать его, направить — и уйти в тень, сохранив определенное влияние. Но пока, судя по соцопросам, немцы в такую возможность не верят, так что им остается тяготеть к левым или правым радикалам.

Иван Преображенский