Posted 2 октября 2018,, 09:42

Published 2 октября 2018,, 09:42

Modified 30 марта, 18:36

Updated 30 марта, 18:36

Филарет готов к «штурму» Киево-Печерской лавры

2 октября 2018, 09:42
Автокефалия украинской церкви, кажется, предрешена. При этом УПЦ Московского патриархата обвиняет «раскольников», сравнивая их с «сепаратистами ДНР и ЛНР».

Ситуация вокруг предоставления Вселенским патриархатом автокефалии Украинской православной церкви накаляется. Внутри страны обсуждают вероятность физического противостояния между разными «группировками», принуждения к переходу в новую церковь, силового отъема храмов «московской» УПЦ государством и «раскольниками». Вне Украины классифицируют проблему как вышедшую за пределы страны и грозящую большой войной русского патриархата с константинопольским и вероятным расколом Вселенского православия, подобного развалу христианства на католиков и православных в 1054 году.

Прочитав полтора десятка «говорящих» заголовков нынешней осени в ведущих украинских изданиях, можно составить практически полное представление о накале страстей, хронологии событий, главных предметах беспокойства и вариантах развязки конфликта.

«Порошенко: наша задача — защитить Украину от иностранной церкви»

«Святой Престол уважает решение Украины по созданию единой поместной церкви»

«Госдеп поддержал автокефалию православной церкви в Украине»

«Вселенский патриарх: Украина вскоре получит автокефалию, потому что это ее право»

«Томос на автокефалию украинской церкви предоставят в ближайшие месяцы»

«У Путина „следят“ за ситуацией с украинской автокефалией и бесятся»

«В УПЦ КП заявили, что в Украине нет ни одного миллиметра собственности Московского патриархата»

«Филарет рассказал о вероятности силового противостояния после получения автокефалии»

«В УПЦ МП заявили о неизбежности раскола в обществе после томоса и заговорили о призыве к неповиновению»

«Филарет: УПЦ заберет у Московского патриархата все занимаемые им здания»

Если сложить эти короткие месседжи и добавить конкретные даты, то получим следующую остросюжетную историю длинной всего в полгода.

17 апреля на встрече с лидерами парламентских фракций Петр Порошенко заявил, что он и иерархи неканонических Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (назвавшей себя «автокефальной» давно и «без спросу») решили официально обратиться к вселенскому патриарху Варфоломею I с просьбой о предоставлении автокефалии церкви в Украине и просят Верховную раду поддержать это обращение, что парламент и сделал.

27 июля было обнародовано послание патриарха Варфоломея, в котором тот подчеркнул, что конечной целью Константинополя является даровать автокефалию Украинской поместной православной церкви.

31 августа в Стамбуле патриарх Московский и Всея Руси Кирилл встретился с Варфоломеем. По итогам встречи глава РПЦ заявил, что ни одна православная церковь не может принимать решения, противоречащие позиции другой поместной церкви. Впрочем, предстоятель РПЦ признал, что со времени последней встречи с патриархом Варфоломеем «многое произошло в жизни наших церквей, и вся ситуация в мире сильно изменилась». В свою очередь пресс-секретарь УПЦ Киевского патриархата Евстратий Зоря со ссылкой сообщил, что Варфоломей сказал Кириллу о принятии решения о провозглашении Украинской автокефальной церкви.

3 сентября Порошенко заявил, что Константинополь принял решение предоставить Украине право на создание поместной церкви без учета позиции Москвы.

17 сентября на встрече с экзархами Вселенского патриархата президент сказал, что Украина вышла «на финишную прямую» на пути к созданию единой поместной церкви.

23 сентября патриарх Варфоломей, совершая Божественную литургию в Церкви св. Фоки в Стамбуле, заявляет, что отправил сообщение всем сторонам о том, что Украина получит автокефалию, поскольку это ее право.

30 сентября украинский историк и религиовед Ростислав Мартынюк заявил в эфире Еспресо TV, что томос Вселенского патриархата Украинская поместная православная церковь может получить 9—11 октября 2018 года. «Томос, по проверенным данным, должен быть объявлен на синаксе, который состоится на Фанаре в Стамбуле с 9 по 11 октября. Соответственно, двое экзархов Константинополя уже активно работают в Украине. Все документы и формальности будут соблюдены. Они поедут в Стамбул на это заседание, и по итогам отчета двух экзархов патриарх сможет поставить точку — объявить предоставление томоса», — пояснил он.

Создается впечатление, что все уже решено. Порошенко, как это было с «безвизом», многократно (вот-вот, чуть-чуть подождите, немного осталось) торжественно рапортует об очередной победе над РФ, «раскольники» предвкушают отпущение грехов и заранее делят между собой приходы, а представители УПЦ Московского патриархата думают: сопротивляться насилию вплоть до баррикад в храмах и боев с националистами или «сменить вывеску».

Хотелось бы верить, что все произойдет цивилизованно и демократично, с соблюдением прав всех сторон, но, согласно данным УПЦ МП, после Майдана «рейдерским» способом у нее уже отобрали около 50 приходов. Чего тогда ожидать, когда «раскольники» получат томос? К тому же, желание «подвинуть», а еще лучше — полностью искоренить до недавнего момента доминирующую в Украине церковь не сильно вуалируется властями. А порой из уст первых лиц и вовсе звучат откровенные угрозы. Так, к примеру, во время недавнего президентского послания парламенту, Порошенко намекнул, что, дескать, репрессий в отношении верующих московского патриархата не допустит, однако настоятельно рекомендовал УПЦ МП сменить название на «Русскую православную церковь в Украине». Может, чтобы позже по-быстрому запретить ее, в связи с «поддержкой агрессии РФ»?

Давным-давно преданный анафеме РПЦ патриарх Филарет выглядит еще «кровожадней», хотя, казалось бы, — должен подавать пример кротости, великодушия и смирения. По его неоднократным заявлениям, совершенно очевидно, кому именно вскоре будут принадлежать святыни и храмы (в первую очередь, конечно, речь идет о Киево-Печерской Лавре), и можно вполне отчетливо представить, что УПЦ МП припомнят все обиды с лихвой.

Можно констатировать, что российская дипломатия (в данном случае церковная в союзе с государственной) близка к очередному поражению и потере территории сферы влияния с, как минимум, 10-12 миллионами прихожан. А в начале эпопеи с автокефалией «шапкозакидательски» настроенные функционеры РПЦ и российские политики самонадеянно кричали: «Не дадут! Не бывать этому! РПЦ — это большая половина всего православного мира, которая объединяет более 150 миллионов верующих во многих странах. Одна РПЦ больше, чем все остальные поместные православные церкви вместе взятые! Кто посмеет с ней ссориться?!» А вот Порошенко по своей «наивности» не знал, что это «невозможно» и нашел способы подтолкнуть к противостоянию. И никто уже не может сказать, что томос невозможен.

Что смогла противопоставить РПЦ Константинополю? Возможно, включены какие-то тайные внутренние механизмы церковной борьбы, невидимые глазу обывателя, но на поверхности единственным инструментом давления стало решение Синода приостановить поминание патриарха Варфоломея. Также представители РПЦ не будут принимать участия в форумах, где председательствует представитель Константинопольского патриархата. Но речь пока не идет о разрыве евхаристического общения. Решение половинчатое, призывающее призадуматься представителей Фанара (резиденция патриарха Варфоломея) о своих действиях. Готова ли будет Москва идти до конца в борьбе за Украину и решиться на полный разрыв, довершив еще один крупнейший в истории христианства раскол?

О вероятной близости развязки напрямую говорят промежуточные мероприятия в Киеве по подготовке технической процедуры получения «вольной грамоты». «Томос — будет принят Синодом Константинопольского патриархата и передан главе Украинской церкви. В свою очередь, глава Украинской церкви будет избран на соборе, а объединительный собор будет состоять из архиереев Киевского патриархата (УПЦ КП) — это 41 архиерей, 12 архиереев Украинской автокефальной церкви (УАПЦ) и 10 архиереев Московского патриархата (УПЦ МП), — пояснил патриарх Филарет в интервью принадлежащему Порошенко „5 каналу“. — Если томос утвердят 9—11 октября этого года, то в октябре мы можем созвать этот собор».

Все предельно ясно, в Киеве получили сигнал готовиться и вовсю готовятся. Кстати, интересно про «10 архиреев Московского патриархата». Всего их в УПЦ МП без малого сотня, но значит десяток «власовцев» уже перебежали на противоположную сторону или Филарет выдает желаемое за действительное?

В ответ на принципиальные замечания оппонентов, что Филарет, начавший раскол в начале девяностых, не сможет возглавить объединенную церковь (его предали анафеме и отменить решение не имеет права ни одна из церквей, кроме наложившей наказание), а УПЦ КП и УАПЦ не считаются каноничными и «легитимными», Киев, заручившись поддержкой Константинополя, придумал свою «схему». Экзархи Константинопольского патриарха приехали в Украину для того, чтобы объединить Киевский патриархат с УАПЦ, на их базе создать совершенно новую структуру, зарегистрировать ее как Единую православную церковь, и уже ей дать томос. В ней шлейф прежних грехов не будет мешать Филарету. По сути — это создание новой параллельной структуры на территории, где уже существует поместная каноническая церковь, которую с помощью организованной кампании в СМИ, современных политтехнологий и государственного давления в глазах населения со временем превратят в «неправильную».

«Это раскол. Это тот же сепаратизм. И нам еще предлагают потом к этой новой квазицеркви присоединиться. Это то же самое, как если бы т. н. „ЛНР“ и „ДНР“ объявили законным государством, к которому должна будет присоединиться Украина. Вот что сейчас хотят сделать с нашей церковью», — комментирует ситуацию митрополит УПЦ МП Антоний «Стране». Он считает, что Константинополь уже несколько десятилетий пытается оттеснить Московский патриархат, борясь за первенство, и тут просто воспользовался ситуацией. При этом иерарх уже категорически не заявляет, что получение автокефалии «раскольниками» невозможно, но, по его мнению, главной проблемой для Киева станет признание новой структуры другими поместными церквями.

Действительно, а что будет, если не только преданного анафеме Филарета, но и его Божественное Всесвятейшество Варфоломея обвинят в расколе? Впрочем, не факт, хотя до последнего времени Константинополь открыто, кажется, никто из «правильных» православных церквей не поддерживал.

Много вопросов возникает о «политизации» процесса автокефалии и вмешательстве в него государства и лично Петра Порошенко. На президента за обращение к Варфоломею даже подали в суд, подготовительное заседание назначено на 13 ноября (когда, возможно, томос будет уже принят). В то, что Порошенко признают «виновным», верится слабо. В президентской администрации объяснили борьбу за томос интересами национальной безопасности. «В такой ситуации — это не право, а обязанность президента действовать», — написал в Facebook пресс-секретарь Порошенко Святослав Цеголко.

Ну, а пока весь православный мир замер в ожидании, Киев в предвкушении, а Москва — в тревоге.

Валентин Корж, Днепр, Украина