Posted 9 октября 2018,, 09:00

Published 9 октября 2018,, 09:00

Modified 31 января, 20:59

Updated 31 января, 20:59

Дети стали лишними для Таджикистана

9 октября 2018, 09:00
Демографический бум, если его не остановить, обернется настоящей катастрофой для самой бедной республики Центральной Азии.

Дети стали одним из главных фактором высокого уровня бедности, безработицы и трудовой миграции в Таджикистане. Такой вывод сделали эксперты Всемирного банка и посоветовали ограничить рождаемость в республике. Демографический взрыв действительно имеет место: по официальным данным, Таджикистан демонстрирует самые высокие темпы роста рождаемости на постсоветском пространстве. То есть каждую пятилетку население республики увеличивается в среднем на миллион человек, и в текущем году оно стало приближаться к 10-миллионой отметке. И это при том, что еще несколько лет назад президент Таджикистана предупредил: ресурсы страны рассчитаны как раз максимум на 10-миллионное население.

Впрочем, и эти цифры видятся весьма завышенными. Ведь Таджикистан, несмотря на отсутствие дефицита природных ресурсов, экономически депрессивная и бедная страна — около 93% ее территории занимают горы, и в силу инфраструктурной неразвитости добыча полезных ископаемых — дело почти неподъемное; плюс республика расположена в отдалении от основных евразийских транспортных коридоров.

В настоящее время 70% населения Таджикистана составляют молодые люди до 35 лет. Это одна из причин высокой рождаемости в условиях, когда большинство из них проживает в сельской местности, где, кстати, сильный дефицит медперсонала и рабочих мест, а также отсутствие такого понимания, как планирование семьи. Вот и получается, что на селе женщины рожают едва ли не каждый год: по 8-10 детей в семье — это норма.

В больших городах чаще останавливаются на трех чадах, считая это вполне достаточным. Но в городах люди образованнее, не хотят «плодить нищету» и имеют представление о контрацептивных препаратах. В кишлаках этого нет, к тому же здесь силен религиозный фактор: «Сколько послал Аллах, столько и надо рожать». До Таджикистана, видимо, еще не дошла информация о том, что ислам не противится планированию семьи, и примеры тому Иран, Алжир, Тунис, другие страны.

Между тем «цветы жизни» в Таджикистане растут вовсе не так, как им положено: бедность, тотальное недоедание; дошкольные учреждения, из-за их нехватки, доступны не более 20% малышей. В школах количество учеников в классах в два раза превышают норму: 45-50 учеников — дело обычное.

Насильственно ограничить рождаемость вряд ли удастся: Таджикистан — не Китай, где в свое время получилось это сделать. Но попытаться контролировать ее при помощи просветительской работы в масштабах всей страны — можно. Для этого должны хорошо потрудиться врачи, которые на периферии, напомним, в большом дефиците, местные власти, юристы, образованная часть таджикского общества. Но опять же, приходится сталкиваться с низким уровнем образованности населения, до сознания которого надо довести хотя бы то, что для женского организма вредно рожать каждый год, и интервалы между родами необходимо увеличивать хотя бы втрое. Как объяснить это женщине, когда, например, «муж хочет», контрацептивов не признает, а у нее нет права голоса.

Конечно же, колоссальное значение имеет местная «культурная традиция», ориентированная на высокую рождаемость. Но в современных условиях она превратилась в бескультурье, хотя бы потому, что в сегодняшнем Таджикистане дать образование детям, особенно, если их много, невозможно. А это означает большой прирост необразованного населения, не имеющего, к тому же, возможности трудоустройства, что порождает различные беды, включая социально-политическую напряженность и преступность. Таджикистан, к тому же, граничит с террористически активным Афганистаном, так что соответствующие «искушения» велики, а искусители не дремлют.

В некотором роде улучшение материального положения таджиков и облегчение демографического бремени взяла на себя Россия: мигрантов из РТ здесь много, но большая их часть находится на нелегальном положении. А значит, пребывает в весьма тяжелых и бесправных условиях: в отличие от некоторых своих соседей, в Евразийский союз Таджикистан не входит, соответственно, правовой статус его мигрантов, их социальная и иная поддержка на российских просторах практически сведена к нулю. Тем не менее, в большей степени в Россию, и в меньшей — в Казахстан, они стремятся. А что прикажете делать? Жить многодетной семье даже не на полсотни долларов в месяц, да и то при «большой удаче»?

По данным Всемирной продовольственной программы ООН, 17% населения Таджикистана существует на 85 центов в день, а половина — на 1,33 доллара. То есть, по методологии ВБ, большая часть таджиков нищенствует.

Мужчины уезжают, и худо или бедно поддерживают свои семьи на родине. А вот когда на заработки отправляются женщины — им не до родов. Но женщин, как правило, уезжает мало (разве что «особенно продвинутые»), соответственно, радикально демографическая ситуация в стране в сторону понижения в этой самой маленькой и самой бедной республике Центральной Азии, обогнавшей более крупные страны региона по численности населения, не меняется. Равно, как не меняются к лучшему экономические показатели РТ, размер внешнего долга которой достиг почти 40% от ВВП, то есть «порогового» уровня. В пересчете на душу населения, он несколько превышает 320 долларов. Как известно, при столь высоком уровне внешней задолженности растут и политические риски страны.

По разным оценкам, из Таджикистана в поисках заработка за последние годы уехали от одного до двух миллионов человек. Некоторым удалось получить гражданство других стран. Но оставшиеся продолжают жить так, как жили. То есть имеющаяся, но не работающая в республике концепция демографической политики, к лучшему ничего не изменила. Возможно, она сдвинется с места, если Таджикистан в законодательном порядке повысит возрастной порог вступления девушек в брак. В настоящее время он составляет 18 лет, но и это, особенно на селе, где проживает 75% населения, не соблюдается, однако в уголовном порядке не карается. Вдобавок, не зарегистрированный в официальном порядке брак «узаконивают» местные имамы. Собственно, такой «порядок» распространяется тогда, когда государство не хочет или не в состоянии исполнять возложенные на него функции.

Если муж заводит себе новую семью, что случается довольно часто, или отказывается от имеющейся, женщина остается совершенно бесправной: без крыши над головой, без алиментов и адекватной помощи государства — ведь свидетельство об официальной регистрации брака отсутствует. Соответственно, мать и дети нищенствуют.

Строго говоря, корень зла таится в самом государстве, не обеспечивающем экономическое развитие страны, доступность образования и здравоохранения, защиту прав женщин и детей. Вообще же в частых случаях причиной ранних браков в Таджикистане является именно нищета: считается, что девочки в семье — это балласт, и лучше им пораньше выйти замуж, чтобы их содержали мужья. А семьи последних предпочитают «взять» невестку помоложе, да не образованную — они «послушнее», безропотно помогают свекрови по дому, в работе на земле.

Ну, а «цветы жизни» растут, как сорняк. Очередная перепись населения в Таджикистане запланирована на 2020 год. По прогнозам ООН, к 2050-му численность населения республики составит 14,5 миллиона человек. Будет расти оно, хоть и не столь стремительно, как в РТ, и в других государствах Центральной Азии. Но то, что может позволить себе, например, Казахстан, Таджикистан, по понятным причинам, позволить себе не может. Если он не остановит демографический бум, это станет настоящей катастрофой для республики.

Ирина Джорбенадзе