Posted 25 октября 2018,, 05:10

Published 25 октября 2018,, 05:10

Modified 31 января, 21:09

Updated 31 января, 21:09

Украинское ТВ может стать по-российски «беззубым»

25 октября 2018, 05:10
Президент Петр Порошенко добился проведения проверки двух ведущих телеканалов, к которым применят санкции за «любовь к агрессору».

Украинцы, приезжающие в РФ, сразу отмечают, что от местного телевидения пахнет кондовыми традициями «совка» и сравнивают российскую «TV-демократию» с северокорейской. Депутаты и члены правительства на экранах выглядят такими же «застегнутыми», преданными вождям, рапортующими об успехах страны и несправедливом международном давлении, что и 40-50 лет назад — разница лишь в костюмах. Ощущение такое, будто время застыло в Колонном зале Кремля, только массовку переодели в современные одежды.

И действительно, такого разнообразия, как на Украине, когда журналисты открыто критикуют верхушку власти и ведут детализированные расследования нарушений закона руководителями государства, открыто обвиняя их в предательстве госинтересов — в российском ящике не сыскать. Объясняется это просто: Кремль сумел установить тотальный контроль над своими СМИ и выработать действенные инструменты наказания инакомыслящих и несогласных, а Киев, то есть — Порошенко, что в нынешней политической ситуации пока еще тождественно, — нет. Петр Алексеевич хоть и владеет некоторым количеством украинских медиаресурсов, до недавнего момента не смог купить или подчинить остальные, принадлежащие конкурентам. Свобода слова и критики процветают в эфирах и на страницах либерально-оппозиционных изданий. Жаль только, что практического эффекта от подобной теледемократии мало.

Порой в прямых трансляциях бывает очень оживленно и «весело» — никакой Малахов и Соловьев в подметки не годятся. Какой-нибудь украинский чиновник или топ-политик, которому власть пытается наступить на «больной мозоль», может из ТВ-студии в деталях раскрывать преступные схемы, называя точные суммы взяток, имена, даты и статьи. Однако, как правило, все обходится лишь сотрясанием воздуха, хотя, казалось бы, после подобных откровений слова правдоискателя должны опровергнуть, а его самого надолго «закрыть» за клевету, либо самим отреагировать собственной отставкой. Но проходит совсем немного времени, скандал затмевается следующим, не менее громким, а его участники, не подвергшиеся даже символическому административному наказанию, возвращаются к своим «баранам».

Конкуренция в украинском медиапространстве нравится зрителю. Во-первых, остается выбор и есть возможность, путем переключения кнопок на пульте, услышать разные точки зрения, версии и оценки. Во-вторых, каналы, попавшие в прямую зависимость от действующей власти, становятся нудными, блеклыми, неинтересными, монотонно напоминающими о значительности национальных интересов и врагах Украины. Их новости однообразны, оскоплены, обрезаны. И хотя, казалось бы, и направлены в интересах Украины, по сути — «пропагандонированы, на манер российского телевидения», пишут пользователи соцсетей.

Однако подобной «вольнице», похоже, приходит конец. 20 октября, вступило в силу постановление Верховной рады об обращении в Совет национальной безопасности и обороны по поводу санкций против телеканалов NewsOne и «112 Украина». Авторы постановления, утверждают, что каналы «контролируются со стороны украинских олигархов». «Указанные персоны имеют непосредственное отношение к лоббированию интересов государства-агрессора Российской Федерации на территории Украины, в том числе путем распространения деструктивных пропагандистских влияний через указанные СМИ», — говорится в пояснительной записке.

Разгоним туман формулировок. Вышеуказанные, наиболее рейтинговые каналы и их дочерние структуры, собираются тщательно проверить и, вероятно, закрыть, обвинив в сотрудничестве с агрессором и пособничестве в разжигании войны на Донбассе. Либо, как вариант, издания поменяют хозяев, журналистам «прочистят» мозги и рты, после чего они подобно медиа, уже принадлежащим Порошенко, начнут тоскливо бубнить о национальном самосознании и российском вероломстве, причем — исключительно на мове.

Телеканалы на Украине не запрещали уже давно. Последняя попытка относится к 2004 году, когда Кучма пытался закрыть «5 канал» Петра Порошенко, но тогда начался такой масштабный скандал, что процедуру лишения «пятерки» лицензии пришлось остановить. И вот Порошенко, из «борца за правду» превратившийся в «душителя свободы», по всей видимости, учтя технические ошибки предшественника, окажется упорнее Кучмы и дойдет в своем желании до конца. Кулуарные разговоры разносят пока неподтвержденную новость, что именно он будет распоряжаться медиаресурсами после их проверки.

Слухов вокруг этого события чрезвычайно много. Однако главные, и что важно — наиболее правдоподобные, можно выделить в следующую цепочку. Были на Украине два оппозиционных ресурса, яростно критикующих власть и лояльно относящихся к РФ. Порошенко, как ни старался, законными методами не смог их ни подчинить, ни усмирить. С полгода назад появились слухи, что телеканалы каким-то чудесным образом перекупил украинский политик пророссийских взглядов Виктор Медведчук и с их помощью начал активно вкладывать в умы украинцев мысль о возможности сотрудничества с Москвой и продажности их собственной власти. Хотя сам кум Путина ни подтверждает, ни отвергает свою причастность к операции по покупке и управлению медиа.

Пока это происходило в относительной отдаленности от президентских выборов, выходки оппозиционных изданий еще как-то можно было терпеть и даже выдавать этот процесс за истинно демократический — дескать, видите какая у нас свобода слова. Однако на предвыборном финише не иметь над ними контроля равноценно поражению на самих выборах. Поэтому пришло время попытаться «съесть» соперника со всеми его невкусными потрохами, применив примитивный слоган «Кто может допустить мысль о сотрудничестве с Россией — есть враг Украины и мой личный». То есть найти законный способ закрыть, либо, что еще круче, — подчинить и поставить себе на службу.

Народный депутат Мустафа Найем на своей странице в Facebook написал, что истинная цель происходящего это не борьба с агентами, а попытка прибрать медийное поле к своим рукам. Также он выступил против закрытия каких-либо СМИ без решения суда и реальных доказательств нарушения законов. Однако далеко не все критикуют действия Порошенко. У него достаточно сильная поддержка в обществе, что позволяет предположить, что наказать каналы ему позволят.

По мнению политолога Александра Палия, практически, телеканалы работают в информационном русле, которое нужно РФ, которая установила свой жесткий контроль над ними. «Ответственность наступает за нарушение прав, а не за имитацию. Если каналы заявляют себя как украинские, это еще совсем не значит, что они действительно украинские. Да, действительно, санкции ввели только сейчас, на пятом году войны, однако раньше РФ не так откровенно использовала эти телеканалы, — отметил Палий в интервью „Слову и Делу“, оценивая введение санкций против NewsOne и „112 Украина“. — Россияне начали активно использовать эти телеканалы не так давно. Раньше была маскировка под украинский продукт. Допускалась какая-то минимальная конкуренция, разные точки зрения, пытались подать разные позиции. Сейчас данные телеканалы работают четко в русле российской пропаганды. Каналы стали такими около двух лет назад».

Политолог также отметил, что каналы запрещенного в РФ «Исламского государства» на территории Европы тоже закрывают. Более того, там даже сайты блокируют. Палий считает: если это не будет сделано, украинское общество может быть разочаровано чрезмерной либеральностью во время войны.

Соцсети реагируют более гибко. Многим не нравится процесс подминания СМИ под порошенковские либо чьи-то другие интересы. «Смотреть российское ТВ и любить Украину явления не взаимоисключающие, пишет пользователь Facebook, — также, как быть не согласным с властью и не любить РФ». Достаточно серьезный сегмент зрителей, независимо от их политических убеждений, считает, что с закрытием этих каналов украинский телеэфир сильно потеряет в качестве и объективности. NewsOne и «112 Украина» на высоком профессиональном уровне давали оценку ситуации в стране.

«Сложно сказать, насколько они объективны к действиям РФ, возможно даже — совершенно необъективны и ангажированы российскими спецслужбами, — комментирует ситуацию „Росбалту“ 50-летний житель Днепра Михаил Иванович. — Но эти издания очень серьезно подходят к критике власти. Если они начинают разоблачительное расследование, то можно быть уверенным, что их выводы правдивы и подтверждены доказательствами, иначе им нельзя: власть предвзята к ним, также, как они к ней, и при первом же „проколе“ попытается больно наказать». Если этих каналов не станет или они кардинально поменяют свою редакционную политику, то в украинском медиа-пространстве останутся только нейтральные к власти и поющие ей сладкие дифирамбы, считает телезритель.

Вероятность того, что Запад вступится за свободу украинского слова эксперты оценивают очень пессимистично. «Да, вероятно, журналистам опальных изданий удастся привлечь к себе некоторое внимание международных правозащитников, вот уже и вице-президент Европарламента Хейди Гаутали гарантировала личную поддержку главредам, — комментирует ситуацию „Росбалту“ независимый социолог из Харькова Олег Пухарцев. — Но рассчитывать на многое не стоит. Ведь в данном случае Порошенко все обставляет по закону, принятому парламентариями с выполнением всех необходимых юридических процедур. Вот если бы их сожгли заживо, не приведи господи, тогда да, тогда вступились бы. Хотя тоже не факт, „Интер“ жгли — никто не наказан, про людей в одесском Доме профсоюзов вообще молчу».

В общем, похоже, что шансы быть закрытыми у телеканалов высоки, а у украинцев в скором времени, возможно, пропадет повод критиковать российское ТВ, потому что их собственное становится таким же «тухлым и беззубым».

Валентин Корж, Днепр, Украина