Posted 15 ноября 2018,, 13:29

Published 15 ноября 2018,, 13:29

Modified 31 января, 21:21

Updated 31 января, 21:21

Франция отказалась быть вассалом США

15 ноября 2018, 13:29
Эммануэль Макрон готов на большой конфликт, чтобы продемонстрировать Дональду Трампу всю серьезность своих претензий на самостоятельную военную политику.

США категорически недовольны предложением президента Франции создать уже, наконец, единую европейскую армию, разговоры о которой начались едва ли не с момента появления «единой Европы». Больше всего американского президента Дональда Трампа, судя по его твитам, разозлило, что Эммануэль Макрон, называя страны, от которых Евросоюзу надо защищать свои интересы, поставил в один ряд США, Китай и Россию. Американский лидер, недолго думая, даже сравнил инициативу французского коллеги с политикой Германии перед Первой и Второй мировыми войнами. Что особенно пикантно, с учетом того, что отец Дональда Трампа родился в семье немецкого эмигранта.

Французы, отвечая на выпад американского президента, об этом тактично напоминать не стали, чтобы, возможно, не обидеть свою главную союзницу — канцлера Германии Ангелу Меркель. Представитель французского правительства просто посоветовал Трампу вспомнить о приличиях, а Макрон напомнил, что Франция союзник, а не вассал США и на ночевку демонстративно отправился на французский авианосец «Шарль де Голль». Мало того, что это явно сигнал из серии «у нас у самих револьверы найдутся», так и вряд ли случайным был выбор корабля именно с таким названием.

Генерал де Голль, как известно, был в достаточно сложных отношениях с США, как экономических, так и военно-политических. В частности, изгнал из Франции штаб-квартиру НАТО и ограничил членство своей страны в этом военном блоке, которое полностью было восстановлено только при президенте Николя Саркози. Ездил генерал и в СССР, — в общем, занимался тем, что сейчас назвали бы «многовекторной политикой».

Не так удивительно на этом фоне, что предложение Макрона понравилось не только Ангеле Меркель, но и российскому президенту Владимиру Путину. Он публично высказался в его поддержку, выражая надежду, что Евросоюз станет самостоятельнее и сможет защищать себя сам. В Москве явно считают, что появление единой армии ЕС облегчит сотрудничество в области безопасности с европейцами, поскольку снизит влияние США на континенте.

Тут, впрочем, Кремль может и заблуждаться. Действия Макрона и возрождение идеи о создании единой армии ЕС — это ответ на резкую политику Трампа, который прямым текстом требует от европейцев оплаты услуг США по их защите и охране в рамках НАТО. Но если нынешний американский президент проиграет выборы в 2020 году, об этих планах в Париже и Берлине могут снова быстро забыть. Тем более, что реализовать их вовсе не так просто, как кажется.

В принципе, в ЕС и так уже существуют совместные воинские подразделения, сотрудничество идет между крупнейшими армиями, то есть Германией, Францией и Польшей, к которым присоединяются страны Центральной и Восточной Европы уже на правах младших партнеров (что соответствует размерам их армий). С выходом Великобритании из ЕС, который ожидается весной 2019 года, одним противником появления единой армии в Евросоюзе станет меньше. Но это не значит, что та же Польша, а также ориентированные на США балтийские республики, а равно миролюбивая Скандинавия или балканские государства, так уж единодушно поддержат предложение Эммануэля Макрона.

В общем, до единой европейской армии, как правильно отмечает Ангела Меркель, еще далеко. Кстати, и сама Германия может усомниться в необходимости этого проекта, после того, как там после следующих выборов неизбежно сменится федеральный канцлер. Ведь Меркель уже объявила, что уйдет из активной политики. И Макрон это отлично понимает.

Как верно подметил Дональд Трамп, у французского президента сейчас весьма низкий рейтинг и он, вероятно, старается его поднять, демонстрируя горделивую независимость от США. Какой от этого будет толк для страны, еще неясно, но французские избиратели, как и россияне, любят, когда политики критикуют Соединенные Штаты. Так что рейтинг Макрона внутри страны теперь может и подрасти, как бы там в будущем ни обстояли дела с единой европейской армией, которая ЕС, наверное, и правда не помешала бы.

Иван Преображенский