Posted 19 ноября 2018,, 15:24

Published 19 ноября 2018,, 15:24

Modified 31 января, 21:23

Updated 31 января, 21:23

Обхватить Европу «потоками»

19 ноября 2018, 15:24
Россия активно продвигает свои газопроводы в ЕС. Заявления о том, что это вскоре позволит ей начать войну с Украиной, в Кремле называют инсинуациями.

Президент РФ Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган приняли участие в торжествах, организованных в связи с завершением «Газпромом» строительства морского участка газопровода «Турецкий поток», проходящего по дну Черного моря от Анапы до Турции. Путин в связи с этим поблагодарил турецкого лидера. «Я выражаю признательность президенту Турецкой Республики господину Эрдогану за проявленную политическую волю и мужество», — заявил российский президент. «Почему? — спросил он и сам же себе ответил. — Потому что в условиях растущей конкуренции без этого подобные проекты не реализуются».

Речь, очевидно, шла о мужестве, проявленном «в борьбе» с основным торговым партнером Турции — то есть Европейским союзом, а в большей степени даже с США, которые вовсе не рады появлению российского трубопровода. Они считают «Турецкий поток» политическим проектом, который вряд ли окупится, и взамен предлагают, надо сказать, не менее политический и явно не более выгодный экономически проект закупок сжиженного газа у США и отчасти — у их союзников из Персидского залива.

Тут стоит напомнить, что этот трубопровод, и правда, появился спонтанно — как политическая реакция на проблемы с «Южным потоком». Этот уже закрытый проект Россия очень долго и достаточно успешно лоббировала в ЕС, получила в партнеры несколько крупных европейских энергетических компаний, заручилась согласием балканских стран на прокладку труб по их территории и готовилась уже подписывать долгосрочные контракты в Центральной и Западной Европе, когда на последнем этапе переговоров с Еврокомиссией вдруг выяснилось, что болгары, скорее всего — под давлением коллег из Западной Европы, а также из США, — отозвали свое разрешение на строительство. Кремль не стал продолжать торговлю и переговоры и демонстративно хлопнул дверью, заявив, что проект «Южный поток» закрыт. А потом вдруг Владимир Путин сообщил о договоренности с Эрдоганом о строительстве другого трубопровода — только до Турции. Сейчас, как и тогда, российские власти заявляют, что строительство трубы дальше возможно, только если ЕС сам об этом попросит, подготовит и подпишет соглашение. Если хотят, европейцы вообще могут хоть сами строить продолжение газопровода.

Это очевидно политический конфликт, причем не столько внутри ЕС, сколько с участием внешних игроков — России и США. Ситуация в целом аналогична проекту «Северный поток — 2», который должен идти параллельно первой ветке одноименного трубопровода по дну Балтийского моря из России в Германию. Если лоббистом «Турецкого потока» очевидно является Турция, рассчитывающая за счет перепродажи российского газа в ЕС повысить свое влияние на Евросоюз, а «Южный поток» примерно из тех же соображений лоббировала Италия, то «Северный поток — 2» активно поддерживает Германия.

Против него прямо выступают балтийские республики, Дания, некоторые, хотя не все, центральноевропейские государства. Поддерживала проект Австрия, по крайней мере, до начала там шпионского скандала (подробнее об этом «Росбалт» писал здесь). Смягчила недавно свою позицию по неприятию данного проекта Чехия. Но категорически против традиционно выступает Польша. Правительство этой страны ориентируется и внутри ЕС во многом на интересы США, а не единой Европы, — так, как их понимают в Париже, Берлине и Брюсселе. Поляки не так давно попросили Соединенные Штаты создать на польской территории свою военную базу для защиты Европы от России (подробнее об этом читайте здесь). А в середине октября 2018 года польские компании заключили масштабный перспективный контракт на поставку сжиженного природного газа из США. В то же время в Варшаве постоянно заявляли ранее, что российский проект трубопровода также угрожает интересам Украины. Киев, который действительно опасается, что Россия прекратит пользование украинской трубопроводной системой, достроив обходные трубопроводы, также называет «Северный поток — 2» политическим проектом, конечная цель которого — повышение влияния Кремля на страны-члены Евросоюза.

Теперь вот польский премьер и вовсе предупредил, что достройка нового газопровода по дну Балтийского моря спровоцирует новую войну в Европе. Как только России больше не нужна будет украинская газопроводная система, она, по мнению Матеуша Мазовецкого, может вновь напасть на Украину. «Что остановит Владимира Путина от похода на Киев?» — задался вопросом глава польского правительства.

В Москве, впрочем, демонстрируют, что не относятся серьезно к заявлениям, звучащим в Варшаве. Польша и так уже пыталась через суды, в том числе, немецкие, заблокировать реализацию трубопровода. У нее это не получилось. Так что теперь пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков может позволить себе холодно иронизировать и отвечать: мол, «это неудачное заявление». «Северный поток — 2» — это коммерчески выгодный и экономически обоснованный проект», — заявил в качестве реакции на высказывания Мазовецкого представитель Кремля.

Таким образом, несмотря на протесты и заявления об отсутствии экономической целесообразности, Россия продолжает охватывать ЕС своими новыми трубопроводами с севера и юга. И остановить этот процесс пока не могут даже США, не говоря уже о той части европейских политиков, которые обоснованно опасаются, что такие масштабные проекты, как российские газопроводы или поставки СПГ из США, не могут иметь только экономические цели.

Иван Преображенский