Posted 20 ноября 2018,, 15:27

Published 20 ноября 2018,, 15:27

Modified 31 января, 21:24

Updated 31 января, 21:24

Франция протестует не по-российски

20 ноября 2018, 15:27
Результатом «сетевого» сопротивления граждан Пятой республики повышению цен на моторное топливо стали уже более 500 пострадавших.

Массовые акции протеста против повышения топливного налога и как следствие — роста цен на бензин и дизельное топливо начались во Франции в субботу. В них приняли участие уже более полумиллиона человек. Они продолжались все выходные и не закончились с началом новой рабочей недели. По данным МВД Франции на вторник, во время протестов один человек погиб, еще 500 признаны пострадавшими, включая полицейских и жандармов. Французские правоохранительные органы предупреждают протестующих, что те нарушают закон, когда пытаются блокировать жизненно важные объекты. В итоге — сотни задержанных.

Однако справиться с протестами «желтых жилетов», как называет протестующих французская пресса, МВД не удается. Тем более что протестующие утверждают, что соблюдают закон. В частности, в соответствии с нормами ЕС, находясь на автомагистралях вне автомобиля, надевают те самые светоотражающие жилеты.

В понедельник крупная акция протеста прошла в коммуне Лизье в регионе Нормандия. Более 200 дальнобойщиков заблокировали там ключевые магистрали. Для разгона протестующих полиции пришлось пойти на применение слезоточивого газа. Ну, а 20 ноября с самого утра акции протеста начались на трассе между Лионом и Оранжем, а также в Авиньоне, Ниме, Тулузе и Бордо. Страна, можно сказать, парализована.

Мало того, полиции, как сообщается, удалось еще и задержать вероятных террористов, которые, по версии правоохранительных органов, планировали устроить стрельбу на акции протеста. Официальная версия, правда, звучит несколько неубедительно. По данным правоохранительных органов, четверо мужчин, отправленных уже под арест, хотели открыть стрельбу во время демонстрации протеста. У них, по данным полиции, было одно ружье. Они также планировали купить автомат Калашникова. Вышли же на предполагаемых террористов благодаря тому, что один из вероятных преступников написал своей девушке, что «17 ноября (в день демонстрации протеста — „Росбалт“) прольется кровь».

Причина протеста — как уже произошедший рост цен на бензин и дизтопливо, так и ожидаемое их дальнейшее повышение, которое неизбежно произойдет после увеличения в 2019 году топливного налога во Франции. Сегодня, например, цена дизельного топлива превышает 1,5 евро (около 115 рублей) за литр. И уже случившийся рост — также результат налоговой политики правительства Эдуара Филиппа, сформированного президентом Эммануэлем Макроном.

Ответом на этот рост цен стало зарождение сетевого, лишенного лидера и четкого руководства движения «желтых жилетов». Начинали они с мелких протестов, но теперь перешли к общенациональным акциям, а также стали выдвигать и политические лозунги, в частности об отставке президента Макрона. Правительство, в свою очередь, заговорило о возможности выделения социальной помощи от государства наименее обеспеченным автомобилистам. Что касается президента, то он сейчас находится с государственным визитом в соседней Бельгии. Оттуда Макрон призывает протестующих к переговорам. Однако договариваться просто не с кем.

Это очень напоминает сравнительно недавний протест дальнобойщиков в России, который был направлен против повышения сборов на дорогах и введения для этого специальной системы «Платон», однако провалился, потому что не вышел за пределы достаточно узкого профессионального сообщества.

Можно также сравнить общефранцузские акции протеста с робкими одиночными проявлениями недовольства граждан весенним ростом цен на топливо в России. Они, напомним, закончились достаточно быстро, потому что правительство договорилось с нефтяниками о замораживании цен. Естественным итогом уже к осени стал дефицит нефтепродуктов. Некоторые говорят, что он рукотворный, организованный нефтяными компаниями, которые хотят обосновать невозможность сдерживать дальше рост цен на топливо. Другие считают, что естественный, связанный с дорожавшей еще недавно нефтью. Подключились к спорам и владельцы не зависимых от нефтяников АЗС, которые утверждают, что рост цен уже в реальности начался. И действительно, во многих регионах сегодня фиксируются скачки стоимости топлива.

Однако россияне, в отличие от французов, разве что во время соцопросов реагируют на происходящее и выражают свое недовольство. Пока у них явно остается надежда на помощь государства, несмотря даже на то, что власти как раз, похоже, и спровоцировали своей политикой «замораживания» цен нынешний дефицит и новый бензиновый кризис.

Таким образом, в России сейчас явно нет опасности, что ситуация будет развиваться по французскому образцу. Цены могут и вырасти, локальные протесты тоже возможны. Но к общенациональным акциям протеста, тем более, с таким жестким противостоянием полиции, граждане России явно не готовы. Скорее они согласятся платить за бензин на 20-30% больше, чем начнут перекрывать магистрали. Тем более, и стоит топливо у нас заметно дешевле, чем во Франции, а о том, что и зарплаты в разы ниже, никто при таких сравнениях обычно не вспоминает.

Иван Преображенский