Posted 12 декабря 2018,, 13:25

Published 12 декабря 2018,, 13:25

Modified 31 января, 21:36

Updated 31 января, 21:36

Кровавый адвент в Страсбурге

12 декабря 2018, 13:25
Французские власти попали под новый огонь критики после теракта, напугавшего Европу перед рождественскими праздниками.

На рождественской ярмарке в центре столицы Эльзаса — Страсбурге, террорист убил троих и ранил еще тринадцать человек. Эти окончательные данные стали известны только на следующий день, в среду. До этого власти называли разные цифры и не могли договориться между собой, что вызвало волну критики в СМИ.

Вначале речь шла о двух убитых и семи или восьми раненых. Потом в два часа ночи прибывший в Страсбург глава МВД Франции Кристоф Кастанер заявил сразу о четырех убитых. Однако к утру власти остановились на трех убитых и тринадцати раненых, причем, как отмечают медиа, без каких-либо объяснений, чем было вызвано заявление министра внутренних дел.

Если бы преступник был пойман или убит при задержании, то можно было бы говорить о том, что глава МВД случайно посчитал и его. Но главная проблема как раз в том, что террористу удалось скрыться с места преступления. И это несмотря на то, что немедленно после появления первой информации о стрельбе на рождественской ярмарке возле страсбургского собора в городе начало действовать фактически чрезвычайное положение.

Надо напомнить, что в Страсбурге базируется сразу несколько международных и общеевропейских организаций. В частности там находится штаб-квартира Совета Европы, Европейского суда по правам человека, проводятся заседания ПАСЕ и Европарламента. Евродепутаты как раз 10 декабря собрались на очередную сессию и тем из них, кто не успел покинуть здание до теракта, пришлось фактически заночевать на работе — Европарламент был заблокирован, также как и множество других «стратегических объектов» в Страсбурге.

Стоит отметить, что у французских правоохранительных органов, судя по всему, заранее была информация об опасности террористических актов. По крайней мере, утром 11 декабря, то есть непосредственно накануне нападения на рождественскую ярмарку, полиция, как сейчас сообщается, пыталась захватить 29-летнего мужчину, который теперь подозревается в осуществлении этого теракта. Сотрудники правоохранительных органов ворвались к нему в квартиру, но обнаружили там только гранаты. Сам предполагаемый преступник, вооруженный огнестрельным автоматическим оружием, скрылся до прихода полиции. Как теперь понятно, для того, чтобы вечером осуществить задуманное.

Как сообщают французские медиа, преступник открыл огонь из автоматического оружия около восьми вечера по местному времени (22.00 мск). То есть как раз тогда, когда на рождественской ярмарке было особенно многолюдно. Страсбург, надо заметить, иногда называют «европейской столицей Рождества», так что можно себе представить, как он популярен у туристов со всего мира, особенно в адвент (предрождественский период у католиков и части протестантов).

Стрельба по прохожим началась на площади Клебера — месте проведения одной из старейших рождественских ярмарок в Европе. Люди начали разбегаться, а террорист вступил в перестрелку с военнослужащими, патрулировавшими улицы. Они ранили его, однако помешать скрыться так и не смогли. Террорист захватил такси и сбежал, сейчас его ищут, в связи с чем в Страсбурге закрыты школы и детские сады, а соседняя немецкая федеральная земля Баден-Вюртемберг ввела полицейский контроль на границе с Францией.

Важно отметить, что речь, судя по всему, идет об исламисте североафриканского происхождения, однако, как это все чаще бывает в последнее время, родившемся во Франции, непосредственно в самом Страсбурге. Ранее французские спецслужбы даже присвоили этому мужчине статус лица, «представляющего угрозу национальной безопасности», у него даже есть уже судимости не только во Франции, но и Германии. Но все это не помешало ему выйти с оружием на улицу и начать стрелять.

Теперь, с учетом того, что Страсбург является одним из центров европейского парламентаризма и в целом крупным дипломатическим центром, международная реакция неизбежна. Практически во всех странах ЕС на произошедшее отреагировали со страхом. Многим казалось, что спецслужбам удалось победить «рождественские теракты», однако современный терроризм, похоже, невозможно полностью искоренить. И европейцам, привыкшим за последние десятилетия к миру и покою, все же придется научиться жить в новом мире.

Иван Преображенский