Posted 18 декабря 2018,, 08:58

Published 18 декабря 2018,, 08:58

Modified 31 января, 21:39

Updated 31 января, 21:39

Звезды сближают Россию и Грузию, политики — разводят

18 декабря 2018, 08:58
Новый президент «Сакартвело» Саломе Зурабишвили не собирается мириться с Москвой, но астрология и конъюнктура говорят, что возможно все.

Инаугурация избранного президента Грузии, уроженки Парижа и французского дипломата с большим стажем Саломе Зурабишвили состоялась у крепости Батонис-цихе в Телави — центре винодельческого региона Кахетия. Телавцы в большинстве своем проголосовали на президентских выборах за главного соперника Зурабишвили — соратника экс-президента Михаила Саакашвили, бывшего главу МИД Григола Вашадзе. Именно эта данность, пояснила первая женщина—президент Грузии, повлияла на выбор места ее инаугурации. То есть каждому должно быть понятно: она является президентом всех, включая тех, кто не хотел видеть ее на этом посту.

Те, кто не хотели, постарались испортить властям праздник — радикально настроенная оппозиция, не признающая результатов выборов, хоть Зурабишвили и «обскакала» их выдвиженца почти на 20%, двинулась в сторону Телави для проведения митинга в центре города. Она прорвала несколько кордонов полиции, перекрыла одну из улиц. В результате этого действа восьмерых полицейских пришлось госпитализировать. Повреждены полицейский транспорт и техника. Министр внутренних дел Георгий Гахария обещает наказать всех нарушителей закона — «вне зависимости от их статуса». По его словам, полиция не предприняла жестких мер и «проявила больше терпения, чем была обязана», исключительно из-за уважения к институту президента и церемонии инаугурации.

В общем, сорвать мероприятие в Телави не удалось. Но Михаил Саакашвили посредством социальных сетей призвал всю Грузию «встать на ноги», собраться на проспекте Руставели в Тбилиси и дать властям «окончательный ответ». Он обратился к водителям такси и маршруток с призывом «внести свой вклад в дело спасения Грузии» и бесплатно доставлять в столицу людей, отправляющихся «защищать свои голоса». В результате на главном проспекте грузинской столицы мгновенно «выросли» восемь палаток. Вашадзе анонсировал: со вторника «акции не прекратятся ни на один день».

В остальном инаугурация прошла вполне по-европейски, однако не отличалась «высоким уровнем» иностранных гостей: самыми видными фигурами среди них были президент Армении Армен Саркисян и экс-президент Франции Николя Саркози. Впервые в истории страны уходящий президент, то есть Георгий Маргвелашвили, символически передал власть новому президенту — он присутствовал на церемонии вместе со своей супругой. Зурабишвили, которой предстоит, по новой Конституции, президентствовать не пять лет, как это было раньше, а шесть, определила главные приоритеты своей деятельности на этот срок. Разумеется, она обещала чтить Основной закон, защищать каждого гражданина Грузии, строить демократию, работать для объединения страны, улучшения условий жизни каждого грузинского гражданина и т. д. Но какой видится новому президенту внешняя политика, отягощенная «множеством угроз» со стороны России, оккупировавшей, по ее словам, грузинские территории — Абхазию и Южную Осетию?

«Россия как сосед Кавказа, — сказала Зурабишвили, — должна понять, что если она хочет стать полноценным членом международного сообщества и намерена восстановить нормальные отношения в регионе, то должна доказать, что и на словах, и фактически признает все нормы международного права. Это необходимое условие для равных и мирных отношений России с ее соседями».

Она подтвердила свою приверженность продолжению курса Грузии на интеграцию в Евросоюз и НАТО: «Я как президент Грузии, при поддержке нашего стратегического партнера — США, и европейских друзей буду максимально содействовать этому». Зурабишвили также подчеркнула, что «оккупация» Россией Абхазии и Южной Осетии неприемлема для суверенного государства, и «мы с этим не смиримся».

Впрочем, риторика в отношении России агрессивностью не отличалась. Накануне инаугурации она вполне определенно заявила, что Грузия не может «прямо сейчас» перейти к сотрудничеству с Москвой из-за ее поведения в отношении Украины, из-за обстановки «на линии оккупации, где похищают людей, и эта линия движется вглубь нашей территории, все ближе к Тбилиси». Но, считает новый президент, если США и государства Европы возобновят диалог с Россией, Грузия к нему присоединится.

Такая парадоксальная логика порождает множество вопросов. Самый главный из них — а как насчет независимости и суверенитета Грузии? Или их качество зависит от действий «коллективного Запада», который, кстати, сотрудничает с Россией по многим направлениям. И если Запад «законтачит» с Россией «как положено», что-то изменится в ее отношениях с Украиной и «на линии оккупации» в Грузии?

Глава российского МИД Сергей Лавров пожелал Зурабишвили «быть президентом всех грузин и делать то, что хорошо для грузинского народа». Он заверил, что Россия хочет хороших отношений с Грузией и будет искать «больше путей для конструктивного сотрудничества». Но уже после инаугурации в интервью радио «Комсомольская правда» министр, говоря о возможном присутствии НАТО в Грузии, заявил, что Россия не позволит нападать на своих союзников — Абхазию и Южную Осетию.

Собственно, это тоже было излишним и не вполне понятным выпадом, потому как вряд ли НАТО вынашивает подобные планы. Скорее, Россию вывело из себя то, что после недавней встречи с Зурабишвили спецпредставитель генсека альянса в странах Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай выразил надежду на то, что пятый президент Грузии «будет выполнять волю грузинского народа, состоящую в членстве в НАТО». И вообще он пообещал, что вскоре народ этой южно-кавказской республики увидит у себя «гораздо больше НАТО». Ну как тут, мягко говоря, не разозлиться. Тем более, что, как ожидается, первый свой зарубежный визит новый грузинский президент совершит в Брюссель. Напомним, экс-президент Саакашвили, считающийся «непримиримым врагом» Кремля, в первую свою зарубежную поездку отправился в Москву.

Между тем «звезды говорят», что при новом президенте отношения Грузии с Россией могут улучшиться. Sputnik Грузия распространил интервью известного грузинского астролога Михаила Цагарели, объяснившего такую возможность следующим образом: «У нее Селена, Белая Луна, так называемый ангел-хранитель, находится в личном гороскопе в знаке Водолея. А Водолей — знак, который управляет Россией. … Самые лучшие успехи у Грузии с Россией были именно в то время, когда она была министром (иностранных дел — прим. авт.).

И далее: «Так как ангел-хранитель Саломе Зурабишвили — в зоне России, то с россиянами ей гораздо легче, чем любому другому человеку — общаться, находить взаимопонимание». Тем более, уверен астролог, что она «давно дружит и по-прежнему имеет хорошие отношения» с Сергеем Лавовым. Во как!

Дело, конечно, личное — верить или нет астрологическим прогнозам. Хорошо уже то, что хоть «небесные тела», в отличие от земных политических, дают надежду на сближение Грузии и России. Но, говоря серьезно, возможности президента не стоит переоценивать, поскольку сразу же после инаугурации Грузия полностью становится парламентской республикой. Да, президент остается главой государства, но практически вся власть сосредоточена в руках правительства, «контролером» которого является парламент. А президенту достанется только право вето, которое легко преодолевается законодательной властью; присвоения гражданства, государственных наград, воинских и дипломатических званий и рангов, назначения референдума. Все остальные вопросы президент должен согласовывать с премьер-министром.

Не является исключением и проведение внешней политики — вообще же ее вектор закреплен Конституцией, предусматривающей обеспечение полной интеграции Грузии в Евросоюз и Организацию Североатлантического договора. Но тут есть один, так сказать, эксклюзивный нюанс. Хоть Зурабишвили и считается «символической фигурой», кое-что, с учетом ее европейских связей и, не исключено, конъюнктурных, но глубоко завуалированных соображений властей Грузии, может способствовать переориентации Тбилиси с сугубо американского вектора на европейский. Если это произойдет, Россия, в контексте своего отношения к Грузии, может несколько подобреть. Тем не менее, радикальных перемен в грузино-российских отношениях ждать не стоит. Равно как и того, что женщина-президент будет немой и полностью управляемой фигурой.

Отметим также, что Грузия в последний раз избрала президента путем всенародного голосования — в дальнейшем его, по новой Конституции, будет выбирать коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей местных властей.