Posted 19 декабря 2018,, 07:41

Published 19 декабря 2018,, 07:41

Modified 31 января, 21:39

Updated 31 января, 21:39

Куда толкают Южный Кавказ?

19 декабря 2018, 07:41
Россия советует Армении и Азербайджану готовиться к миру, Лукашенко раскрывает секреты политики в регионе, а Пашинян ищет для армии $2,5 млрд, «перетряхивает» Карабах и голосует в ООН за РФ.

Последний месяц уходящего года был отмечен активизацией переговорного процесса по карабахскому урегулированию и относительным затишьем на линии фронта. Возможно, оно установилось вследствие договоренности президента Азербайджана Ильхама Алиева и и. о. премьера Армении Никола Пашиняна о налаживании между сторонами оперативной связи для сохранения мира на границах. Такая связь заработала, хотя, по словам армянского лидера, это не означает, что он и Алиев «чатятся или разговаривают с утра до вечера» друг с другом.

Как бы то ни было, а декабрьские встречи глав МИД Армении и Азербайджана в Милане при посредничестве Минской группы ОБСЕ, принятие совместного заявления; переговоры Алиева и Пашиняна на полях неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге, а также визит в конце прошлой недели главы Сергея Лаврова в Баку и его встреча с президентом Алиевым, одной из тем которой было карабахское урегулирование, свое дело, в плане затишья, делают. Существует договоренность о новой встрече глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана в январе.

Как сказала официальный представитель российского МИД Мария Захарова, и то же заявляет Минская группа ОБСЕ, теперь стороны «должны принять конкретные меры с тем, чтобы готовить население двух стран к миру». А Лавров по итогам встречи с Алиевым сообщил журналистам об искреннем настрое азербайджанской стороны на продолжение переговоров. Россия, заверил он, сделает все «для создания условий в рамках достижения компромиссов. Будем стремиться находить креативные идеи, которые помогут сформировать основу для урегулирования». Первый российский дипломат также выразил надежду на то, что официальный Ереван будет готов к продолжению активных контактов по урегулированию карабахского конфликта после формирования нового правительства.

Все это, конечно, замечательно — досрочные парламентские выборы в Армении уже прошли, двоевластия в стране нет. Власть, как заверяет Пашинян, «принадлежит народу». Народ этот, конечно, хочет мира, как и народ Азербайджана. Однако сейчас заинтересованные стороны наблюдают за весьма захватывающими инициативами новой армянской власти. Не секрет, что население республики не жирует — социально-экономическая обстановка сложная, а тут новый лидер нации выступает с инициативой «найти около 2,5 миллиарда долларов» на развитие вооруженных сил Армении. «То есть надо найти не 2,5 миллиарда вообще, а на 2,5 миллиарда больше, чем предусмотрено сейчас», — поясняет он.

Уж не надеется ли Пашинян догнать и перегнать азербайджанскую армию, ставя тем самым непосильную для своей страны задачу. Второй аспект: при затишье на карабахском фронте, в НКР после выборов началась чистка военной верхушки. Командующий армией обороны непризнанной республики Левон Мнацаканян отстранен от занимаемой должности — на его место назначен генерал-майор Карен Абрамян. Усиленно муссируются слухи о замене других высокопоставленных армейских чиновников, секретаря Совета безопасности, советника президента НКР, иных должностных лиц. В общем, меняют всех, кто не люб Пашиняну. Говорят также, что участь «подать в отставку» не обойдет и президента Арцаха Бако Саакяна, хотя до сих пор он выполнял все, что ему велели «новые» из Еревана, и вроде с Пашиняном отношения у него ненапряженные.

То есть и. о. премьера Армении избавляется от так называемого «карабахского клана» не только в своей республике, но и в НКР. И тут возникает вопрос: для чего он это делает? Варианты ответов разные. Первый: не допустить политического реванша компании бывшего главы Армении Сержа Саргсяна. Второй: актуализировать карабахскую проблематику и вывести ее на передний план, за неимением других «маневров», отвлекающих населения от проблем социально-экономического выживания. Третий: идя от обратного, максимально «затушевать» карабахскую проблему и скинуть ее с Еревана на Степанакерт. То есть фактически «умыть руки» и пускать в ход карабахскую «карту» только тогда, когда того потребует геополитическая ситуация.

Если иметь в виду недавние «откровенные беседы» президента Белоруссии Александра Лукашенко с журналистами, «геополитическая ситуация» может обернуться для Южного Кавказа очень интересной стороной: реанимацией плана по возвращению Азербайджану пяти районов, оккупированных Арменией. При этом если Баку попробует отыграть себе Карабах, Россия и Белоруссия «не позволят», то есть «введут свои войска». По словам Лукашенко, такой вариант был предложен Саргсяну на одном из саммитов ОДКБ, но тот сказал: «Нет, мы на это не пойдем, мы этого не хотим». Между тем, отметил белорусский президент, такая позиция была обговорена с Россией — лично с президентом Владимиром Путиным. «Почему не хотят? Пустуют пять районов, — удивляется Лукашенко. — Это — первый шаг. И тогда бы и Азербайджан, и Армения были бы и в ОДКБ, и в ЕарАзЭС».

Тут стоит отметить, что Лукашенко никогда ничего не говорит «просто так». Поэтому возникает еще один вопрос: не требуют ли с Пашиняна «исправления ошибок», допущенных несговорчивым «карабахцем» Саргсяном, и «домашнее задание» ему уже дано? Хотя оппоненты как раз обвиняли Саргсяна в готовности «сдать» Азербайджану пресловутые пять районов.

В одном из своих недавних выступлений Алиев акцентировал внимание именно на «ошибках» прежнего режима Армении и призвал не повторять их. Он напомнил, что два года назад Азербайджан продемонстрировал свою способность вернуть оккупированные земли военным путем: «Под наш контроль перешла территория площадью более десяти тысяч гектаров, в том числе высоты, представляющие стратегическое значение». Президент заверил, что Азербайджан и дальше будет наращивать свою военную мощь. Среди прочего он сообщил, что «сегодня для урегулирования армяно-азербайджанского и карабахского конфликтов сложилась более благоприятная ситуация». В том числе — «наши растущие сила, потенциал, экономическая, военная, политическая мощь». А ведь Алиев ничего не преувеличил.

В общем, желание Пашиняна «наскрести» еще два с половиной миллиарда долларов для армянской армии принципиально расклад сил не меняет. И затишье на карабахском фронте может оказаться весьма недолговечным — станут менять в НКР и Армении всю «верхушку», или нет.

О том, что вокруг конфликтной зоны начались какие-то новые движения, говорит и то, что в самом конце прошлой недели Алиев совершенно неожиданно приказал войсковым частям Государственной пограничной службы занять боевые посты и военные объекты на участке госграницы с Арменией, проходящей по территории Газахского и Агстафинского районов. По словам начальника Госпогранслужбы Эльчина Гулиева, решение обусловлено высоким уровнем боеготовности пограничных войск. Но ведь до того, из-за вооруженного конфликта с Арменией, на этих участках были дислоцированы подразделения Минобороны Азербайджана — тоже не хилые и хорошо вооруженные.

Как пишет Haqqin.az, «Похоже, немаловажную роль в принятии этого стратегического решения сыграли высокая доблесть и особая боевая выучка, проявленные войсковыми подразделениями Э. Гулиева во время апрельской войны». С одной стороны, звучит угрожающе. С другой — наводит на разные мысли: и хорошие, и плохие. В частности, погранвойска, какими бы «крутыми» они ни были, это все же не подразделения министерства обороны, и, возможно, ситуация на линии соприкосновения огня действительно вселяет оптимизм.

Но совершенно не исключено и то, что армейские подразделения готовят к выполнению более серьезных задач. То есть «просечь» сейчас намерения Алиева и дознаться, о чем реально заинтересованные стороны договариваются или не способны договориться в контексте армяно-азербайджанского и карабахского урегулирования, не представляется возможным. Бесспорны только два обстоятельства: наличие «новых» движений и их активных толкачей.

Кстати, обратили внимание, как проголосовала Армения на Генассамблее ООН по «антироссийской» резолюции по Крыму? В числе всего 19 стран — против. В то время как, к примеру, даже партнеры РФ по ЕАЭС Казахстан и Киргизия «деликатно» воздержались. Выходит, Пашинян решил немного «подлизаться» к Путину? Вряд ли. Он, при всех противоречиях с Россией, просто «вписался» в ее философию — не возвращать того, что забрал.

Ирина Джорбенадзе