Posted 19 декабря 2018,, 16:33

Published 19 декабря 2018,, 16:33

Modified 31 января, 21:40

Updated 31 января, 21:40

Эрдоган поставил себе на службу и Америку, и Россию

19 декабря 2018, 16:33
Госдепартамент США одобрил поставки в Турцию зенитно-ракетных комплексов Patriot, при этом об отказе Анкары от российских С-400 речь так и не идет.

Россия, которая не так давно вышла на второе место в мире после США по торговле оружием, активно борется с заокеанским конкурентом за новые рынки. Ключевой из них — это сегодня Турция. Партнер Соединенных Штатов по НАТО, она традиционно была страной, закупавшей оружие преимущественно у американцев, иногда — у стран Евросоюза, реже — у Израиля.

После прихода к власти в прошлом премьера, а ныне президента и лидера правящей Партии справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана эта ситуация начала постепенно меняться. Вначале Турция оказала активную помощь палестинцам и вступила в открытый конфликт с Израилем. На это наложилось противостояние исламистов во власти и светского турецкого генералитета, закончившееся арестами множества генералов, а потом и неудачной попыткой военного переворота.

Военное сотрудничество с Израилем, можно сказать, прекратилось почти полностью. Затем у Турции заметно осложнились отношения с Евросоюзом. Поставки оттуда вооружений стали намного скромнее. С американцами сотрудничество продолжалось почти в полном объеме, несмотря на то, что США не выполняли требования Турции выдать миллиардера и исламского филантропа Феттулаха Гюлена, которого Эрдоган обвиняет в организации попытки госпереворота.

Однако параллельно шло потепление российско-турецких отношений, несмотря даже на то, что Россия в НАТО не входит, а напротив, считается вероятным противником Североатлантического Альянса. И даже убийство посла РФ в Анкаре в 2016 году и сбитый турками годом ранее российский бомбардировщик теперь считаются как бы перевернутыми страницами в двусторонних отношениях.

Одним из итогов этого укрепления контактов между Анкарой и Москвой стало соглашение о поставках самых современных российских зенитно-ракетных комплексов С-400. Вашингтон активно давил на Турцию, прямо требуя от Эрдогана отказаться от этой сделки, напирая на то, что она противоречит духу сотрудничества в рамках НАТО. Однако турецкие власти твердо стояли на том, что сделка заключена и пересмотрена не будет. Соглашались они даже на сервисный доступ российских специалистов к ЗРК, когда те будут поставлены на боевое дежурство, несмотря на «натовскую солидарность».

И вот внезапно в середине декабря появилась информация, что США готовы уступить требованиям Турции о выдаче Феттулаха Гюлена и его сторонников. По крайней мере, в таком ключе прошедшие допросы окружения миллиардера подавались турецкими властями. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу даже рассказал вдруг журналистам, что президент США Дональд Трамп заявил турецкому лидеру Эрдогану на встрече в рамках G20 в Буэнос-Айресе, будто вопрос об экстрадиции Гюлена уже прорабатывается.

Вслед за этой новостью и последовало сообщение об одобрении Госдепартаментом продажи туркам комплексов Patriot — главного (если не единственного) конкурента российских ЗРК на мировых рынках. Американцы явно рассчитывают, что им удастся с помощью этой поставки и посулов выдать Гюлена прервать укрепление турецко-российской дружбы и предотвратить дальнейшее сближение Анкары и Москвы.

Турция остается ключевой страной для этого региона, ведь именно она контролирует проливы, через которые только и можно попасть в Черное море. Это тем важнее, что после стрельбы в Керченском проливе ситуация здесь резко обострилась. Соответственно, в случае нового конфликта с применением оружия между Россией и Украиной или, что еще опаснее, между российскими и натовскими кораблями, которые присутствуют сейчас в Черном море, его исход, в значительной степени, будет зависеть от позиции Турции.

Анкара, впрочем, выжидает и старается, судя по всему, получить максимальные бонусы от американо-российского противостояния. Соглашаясь купить Patriot, турки декларируют и сохранение сделки по ЗРК С-400. Эрдоган явно надеется усидеть на двух стульях. И пока, судя по всему, ему это с успехом удается.

Иван Преображенский