Posted 10 января 2019,, 07:33

Published 10 января 2019,, 07:33

Modified 30 марта, 17:47

Updated 30 марта, 17:47

Туркмения борется с голодом пословицами и поговорками

10 января 2019, 07:33
Президент республики приказал для повышения урожайности срочно подготовить сборник крылатых выражений предков о земледелии.

В ходе первого в этом году совещания исполнительной власти Туркмении президент республики Гурбангулы Бердымухамедов распорядился, в рамках реформы сельского хозяйства, подготовить сборник пословиц, поговорок и крылатых выражений, имеющих отношение к земледелию.

Как передает государственное агентство республики, президент пояснил, что ключевыми задачами отрасли является повышение урожайности пшеницы и хлопка. Разумеется, речь шла и о необходимости улучшения мелиорации земель, а при этом никак невозможно обойтись без изучения исторического сельскохозяйственного опыта предков и собрать его воедино в виде пословиц и поговорок, отражающих особенности ведения земледелия в условиях засушливой местности. Подготовка такого «словаря» возложена им на специалистов Туркменского сельскохозяйственного университета.

О пристрастии Бердымухамедова к писательству на самые разнообразные темы будет сказано ниже. Здесь же отметим, что, по официальным данным, импорт продовольствия в республике, испытывающей острый дефицит продуктов первой необходимости — муки, сахара, растительного масла и прочего — снизился на 27,5%. Правительство не уточняет, за какой именно период произошел спад завоза молочных продуктов почти на 60%, мяса и колбасных изделий на 40% и т. д. Приводятся только цифры. Зато растет экспорт местной продукции — за счет, как пояснил Бердымухамедов, «излишков произведенных в стране продовольственных товаров». Более того, президент велел правительству искать новые рынки сбыта.

В общем, голодных в Туркмении так и не накормили, но зато насытили их зрелищами и пищей, так сказать, духовной. В частности, новогодняя елка в Ашхабаде была самой высокой в государствах Центральной Азии — 38 метров. В Ташкенте остановились на 35 метрах, в Душанбе — на 28-ми. А вот Бишкек и сытая Астана «пожадничали» — главные елки там поставили высотой всего в каких-то 25 метров.

Говоря о писательстве. Какая другая республика может похвастаться не только длиной елки, но и ее декорированием персонажами из сборника сказок, составленного самим президентом, которые пишет еще и тексты к песням! В Новый Год он поздравил население республики одной из таких песен, музыку к которой написал его внук! Причем прозвучала она на трех языках — туркменском, английском и немецком.

Напомним, что Бердымухамедов издал множество книг — около сорока, в том числе пословиц и поговорок на военную тему, и тех, что отражают, по его мнению, «духовный мир и устои» туркменского народа — ее даже изучают в школах.

Кстати, о школах. На днях здесь, по информации радио «Азатлык», начали менять портреты президента Туркмении — на новых жгучий брюнет изображен уже с сединой на висках. На портреты «скидываются» сами учителя. Впрочем, то же приходится делать и всем бюджетникам — сотрудникам министерств, ведомств, медицинскому персоналу и прочим. Детей на «непременные» экскурсии на зимних каникулах педагоги тоже обязаны возить за свой счет.

Непредвиденные расходы появились у туркменов и в связи с тем, что в республике отменили практически бесплатную прежде подачу газа, электроэнергии и воды. Но «большая беда» случилась к Новому Году, когда население обязали установить соответствующие измерительные приборы, типа газового счетчика, за свой счет. Не поставил счетчики — не получишь необходимые справки и документы. В общем, чтобы получить справку, нужно принести справку о наличии приборов. В противном случае окажешься без света, тепла и воды. Но зато при штрафах. В республике, особенно на ее периферии, измерительные приборы уже в дефиците.

В общем, «коммунальный рай», которым туркмены гордились с 1992 года, в 2019-м безвозвратно канул в прошлое. А все потому, что население стало «очень хорошо жить», и оплачивать коммуналку для него не проблема. Кстати, пока неизвестно, во сколько она им влетит. Но какими бы ни были тарифы, в условиях высокого уровня безработицы и мизерных зарплат кошельки простого люда «похудеют» еще сильнее. Заметим, что речь идет о стране, занимающей четвертое место в мире по запасам природного газа, обладающей вторым по величине газовым месторождением.

Шесть лет назад столица Туркмении, Ашхабад, попала в Книгу рекордов Гиннеса за самое большое количество зданий из белого мрамора — их было около шестисот. Сейчас алебастрового еще больше: любимый цвет Бердымухамедова — белый. Власти даже велели перекрасить в него все автомобили. А чистота в городах Туркмении идеальная. И помпезных дворцов — навалом. И никакой критики властей — разве что шепотом на кухне. В самой закрытой стране постсоветского пространства за любое недовольство непременно загремишь за решетку. Зато сколько зрелищ! Правда — без хлеба и элементарных свобод, включая вероисповедание.

Так, полиция допрашивает частых посетителей мечети, лиц, совершающих намаз на рабочем месте и вообще беседующих на религиозные темы. «Слишком верующих» предупреждают: не совершать намаз в мечети или где бы то ни было, в противном случае они потеряют работу. Свобода вероисповедания в этом «светском» государстве вообще-то «гарантирована» Конституцией и международными обязательствами, однако как-то «странно».

В общем, Туркмения, выражаясь современным языком, «зажигает». Но не только она. Радио «Озоди» сообщает, что в менее «драконовом» Таджикистане мужчины моложе шестидесяти лет не могут получить загранпаспорт, если не сбреют бороду. А верующим загранпаспорт необходим для совершения паломничества в Мекку и Медину. В МВД уверяют, что проблемы с бородой не существует, но она обязательно должна быть «чистой, окладистой и ухоженной».

Напомним также, что проблема растительности на лице существует и в еще более «светском» Казахстане. То есть борода, вернее, ее «фасон», считается атрибутом, характерным для «деструктивных религиозных течений» — равно как укороченные брюки. В Казахстане даже разработали «образцы» дозволенных и недозволенных бород.

В Центральной Азии, в частности, из-за ее близости к Афганистану проблема того, что именуется «деструктивными религиозными течениями», конечно, имеется, и власти всех республик этого региона ею, естественно, озабочены. Но запрет на бороду, намаз, частое (каков критерий периодичности?) посещение мечети и т. д. не может решить проблему, зато он способен трансформироваться в нарушение прав верующих, религиозную нетерпимость, порождающую и подпитывающую религиозный экстремизм. Тем более в условиях отсутствия адекватного научного и религиозного просвещения и наличия анекдотических запретов, а также крайней бедности подавляющего большинства населения в тех же Туркмении и Таджикистане.

Ирина Джорбенадзе