Posted 11 января 2019,, 14:06

Published 11 января 2019,, 14:06

Modified 30 марта, 17:46

Updated 30 марта, 17:46

Бог на знамени — Кремль в голове

11 января 2019, 14:06
Перед выборами в Европарламент итальянский вице-премьер Маттео Сальвини сколачивает на континенте «правопопулистский интернационал».

Заместитель премьер-министра Италии, глава МВД и один из лидеров правопопулистского движения «Лига Севера» Маттео Сальвини отправился с визитом в Польшу, которой руководит сейчас в целом идеологически близкая ему партия «Право и справедливость» (ПиС). Целью поездки, как заявил сам политик, стало создание широкой общеевропейской коалиции. Ее задача — получить контроль над Европарламентом по итогам выборов, назначенных на май этого года.

Итальянский католик Сальвини предложил польскому католику и лидеру ПиС Ярославу Качиньскому вместе бороться с нелегальной иммиграцией, защищать традиционные семейные ценности и править Европой по заветам прогрессивного для своего времени папы римского Иоанна-Павла Второго, первого понтифика — поляка по национальности.

Заявления Сальвини, которые он сделал в Варшаве, напоминают выступления бывшего главы итальянского правительства, вождя Национальной фашистской партии Бенито Муссолини. Настолько, что кажется, будто нынешний глава итальянского МВД и вице-премьер коалиционного правительства брал у дуче уроки риторики.

«Поскольку в Европе много лет доминирует франко-германская ось, нам необходимо новое соотношение сил, новая энергия, — сказал, в частности, в Варшаве Сальвини. — Польша и Италия станут героями этой новой европейской весны, этого возрождения реальных европейских ценностей». Что показательно, эти заявления итальянский политик, чья страна воевала на стороне нацистской Германии во Второй мировой войне, сделал после посещения мемориала, воздвигнутого поляками, которые стали первыми жертвами этой всемирной бойни.

Как обращает внимание бельгийский сайт Euobserver, считающийся неофициальным органом Еврокомиссии, Сальвини предложил, в первую очередь, запретить въезд мигрантам-мусульманам, заявив, что «страны должны иметь возможность защищать свои границы и граждан без постороннего вмешательства». То есть прозрачно намекнул на необходимость восстановления в Евросоюзе границ и борьбы национальных столиц с Брюсселем.

Это, по его словам, надо сделать для того, чтобы Европа смогла «вернуться к своей идентичности, к своим иудейско-христианским корням, которые странным образом не приемлют в Брюсселе, где отвергаются семейные ценности». Сальвини также озвучил программу потенциального итальянско-польского союза, к которому могли бы присоединиться и другие страны ЕС, например, Венгрия, где у власти также находятся правопопулисты во главе с премьером Виктором Орбаном или Чехия, чьи власти занимают жесткую антимигрантскую позицию внутри Евросоюза.

По мнению Сальвини, союз правых партий и политиков должен сосредоточить внимание на десяти вопросах. Назвал он, правда, при этом только семь из них: «безопасность, защита границ, семейные ценности, поддержка сельского хозяйства, свобода выбора в судебных вопросах, школы, окружающая среда». Собственно и этого вполне должно хватить для выборов в Европарламент.

Европейцы не относятся к ним до сих пор всерьез, считая по привычке, что Европарламент — это практически совещательный орган, не влияющий на жизнь Евросоюза. Поэтому туда гораздо легче выбирают разного рода популистов. В этом году, по предварительным прогнозам, «правопопулисты» и разного рода радикалы могут взять больше четверти мандатов. Между тем, в последние годы роль Европарламента возросла, что и учитывает тот же Сальвини, а равно и другие его потенциальные союзники, вроде Марин Ле Пен во Франции. Например, именно евродепутаты утверждают состав Еврокомиссии («кабинета министров» ЕС), все чаще они устанавливают и правила для всего Евросоюза в целом.

Так что, не имея возможности в большинстве случаев самостоятельно взять власть в своей стране, как это получилось в Польше у ПиС Ярослава Качиньского, правопопулисты надеются на реванш на общеевропейском уровне. Ведь даже в той же Италии, от лица которой Сальвини пытался выступать в Варшаве, его партия сейчас лишь младший партнер в коалиционном правительстве других, отнюдь не «правых» популистов — движения «Пять звезд».

Впрочем, как и раньше созданию «правопопулистского интеранционала» мешает немало расхождений. Италия, скажем, хотела бы раздать «лишних» мигрантов другим странам ЕС, а Польша, напротив, отказывается принять хотя бы даже одного. Кроме того, Варшава выступает стабильным и твердым противником партнерских отношений Евросоюза с Россией. Сальвини же, напротив, считается итальянской прессой весьма пророссийским политическим деятелем, имеющим тесные связи с Кремлем.

Так что христианские ценности и папа Иоанн-Павел Второй, конечно, связывают Италию и Польшу. Но разделяет две страны, а равно их правопопулистов, тоже немало. Что при этом окажется важнее для политиков — покажут даже не выборы в Европарламент, а процесс последующей организации его работы. В предыдущем составе Европарламента правопопулистам из разных стран долго не удавалось даже сформировать единую фракцию из-за неспособности договориться по ключевым вопросам.

Иван Преображенский