Posted 24 января 2019,, 07:15

Published 24 января 2019,, 07:15

Modified 31 января, 21:54

Updated 31 января, 21:54

Польше понадобился остров в Калининградском заливе

24 января 2019, 07:15
В Варшаве решили «засыпать» 180 гектаров Балтийского моря и прорыть канал прямо под носом у России. Эти планы очень заинтересовали Украину.

Польские СМИ, которые проанализировали тендерную документацию правительственных структур, обнаружили, что власти страны планируют построить в Калининградском заливе искусственный остров площадью более 180 гектаров. Причем сначала будет создан канал через Балтийскую косу, и добытая в ходе этих работ земля уже и будет использована для насыпки острова. Благо, мелководное Балтийское море позволяет все это сделать без каких-то феноменальных затрат.

Канал через Вислинскую (Балтийскую) косу около деревни Сковронки (в переводе — Жаворонки), а также в районе поселка Новый Свет, задуман как судоходный, его протяженность составит 1,3 км, глубина — 5 м, ширина — от 60 м до 120 м. Через него в порт городка Эльблонг смогут проходить достаточно крупные суда с осадкой до 4 м, длиной до 100 м, шириной до 20 м.

Про небольшой городок Эльблонг Поморского воеводства стоит сказать особо: там расположен важный для Польши морской порт, в котором (как и в порту Фромборга) проводится оформление судов, следующих через морскую границу в Калининград. Особенность порта в том, что суда, направляющиеся в Балтийское море, проходят через территориальные воды России. Этот режим регулируется специальным контрактом на навигационные права, заключенным между Польшей и Россией, но понятно, что такая ситуация «напрягает» польские власти.

После строительства морского канала, пересекающего Вислинскую косу Польши, суда смогут следовать из Эльбонга в Балтийское море и обратно, минуя территориальные воды РФ. Предположительно, этот маршрут откроется в 2022 году. Тогда же с использованием извлеченного грунта в территориальных водах Польши в Калининградском заливе (поляки его называют Вислинским) создадут остров. Согласно предварительному проекту, искусственный остров будет иметь форму эллипса с длиной осей 1932 и 1192 метров. Его высота составит два-три метра над уровнем моря. Все работы будут профинансированы из бюджета, их стоимость оценивается в 880 млн злотых (более $237 млн или 15,8 млрд руб.).

В польских СМИ особо отмечается, что власти «не предусматривают использование острова в туристических целях». Также цитируют экспертов, по мнению которых заявленные расходы не позволят воплотить перечисленные планы в жизнь, так что по ходу дела, скорее всего, смету строительства придется значительно увеличить. Впрочем, тендер будет объявлен после получения всей разрешительной документации, а это не раньше марта 2019-го. Также он будет проходить в три этапа, так что на каждом из них цифры еще могут поменяться. С другой стороны, для самого Эльблонга окупиться такой проект сможет за несколько десятков лет, убеждают специалисты, и это не считая развития туризма и создания рабочих мест.

Оба описанных проекта (канал и остров) родились не на пустом месте. Это составные части принятой правительством Польши программы строительства в 2016—2022 годах водного пути, соединяющего Вислинский залив с Гданьским заливом. Конечная цель — обеспечить безопасность и обороноспособность в регионе через обеспечение выхода из Вислинского залива в Балтийское море.

Между политикой и экономикой

Понятно, что заявленный амбициозный проект наряду с экономической имеет немалую политическую составляющую, и потому его непосредственно курирует правящая в Польше партия «Право и справедливость» Ярослава Качиньского. Сегодня все суда, посещающие порт города Эльблонг, должны проходить через Балтийск, где расположена база российского ВМФ (самая большая на Балтийском море). Проход одного судна обходится польской стороне в 50 евро.

В Варшаве особо не скрывают, что главная задача строительства канала — снизить влияние РФ в регионе, что для Польши вдруг стало очень актуальным на фоне действий россиян в Керченском проливе. Как заявил сам Качиньский, «времена, когда россияне указывали нам, что мы можем, а что не можем делать на нашей территории, закончились». Поляки в этой связи также вспоминают, как в 2006-м сроком на три года Россия вообще заблокировала Балтийский пролив.

Однако канал через Балтийскую косу, проект которого разрабатывался давно, — не особая проблема для России (хотя потеря контроля над чужим судоходством — неприятный момент). Куда большей нервотрепкой для российских военных может обернуться строительство поляками искусственного острова. Весь мир недавно был свидетелем, как Китай, используя куда меньшие атоллы и рифы, смог развернуть бурную деятельность, изрядно портя кровь и соседям (прежде всего Вьетнаму), и США. А польский остров в Вислинском заливе по площади окажется примерно равен центру Киева. «„Форт Трамп“ может на нем и не поместится, но какой-нибудь „Аванпост Трампа“ — вполне. Если Вашингтон заинтересуется», — пишут сейчас с иронией украинские СМИ.

Пока сорвать проект Москва пытается, акцентируя внимание на проблемах экологии региона. Балтийская коса — место остановки птиц во время миграции, также на ней растет 20 видов растений, занесенных в Красную книгу. «Есть все основания утверждать, что из-за политического решения Польши будет уничтожен уникальный природный объект. И что произойдет с экосистемой залива? Точно этого сейчас никто не скажет, но последствия могут быть необратимыми», — цитирует информагентство Sputnik главу экологической организации «Латвийский зеленый крест» Артурса Плотниекса.

В том же 2017 году, когда появилась эта цитата, Минприроды РФ неожиданно озаботилось биоразнообразием Балтийского региона настолько, что призвало Варшаву поделиться информацией по проекту со всеми соседними странами. А теперь, когда строительство канала стало почти реальностью, министр морских дел и судоходства Польши Марек Грабарчук сообщает, что российская замминистра сельского хозяйства написала «кляузу» Еврокомиссии, и та запросила у польской стороны данные о влиянии на экологическую ситуацию.

Несложно предположить, что «экологическая карта» еще будет разыгрываться, но вряд ли повлияет на позицию соседних стран. Всем понятно, что строительство того же трубопровода «Северный поток-2» влияет на экологию региона куда сильнее.

Неожиданный интерес Украины

За действиями Польши с особым интересом следят на Украине, где ищут самые различные способы разблокировать для судоходства Азовское море. Например — проложить канал, связывающий Азовское и Черное моря. Для этого прорабатываются три маршрута.

Первый — через Перекоп и Сиваш — разработала инициативная группа специалистов города Геническа. Этот канал в случае реализации будет в разы дороже польского, так как длина того — чуть более километра, а украинский может достигать 112-142 км. Пока стоимость проекта оценивается в $2 млрд, правда с неплохим сроком окупаемости в 7-8 лет. Чтобы каналом могли пользоваться грузовые лихтеровозы (суда длиной 160 м, шириной 31 м, и осадкой в 7 м), его ширина должна достигать 50 м, а на поворотных участках — 80-85 м.

Второй маршрут — т. н. Каховско-Кирилловский, на базе оросительного Каховского магистрального канала с выпрямлением вдоль линии автодороги Каховка-Геническ. Его длина — 120-125 км.

Третий маршрут — Запорожско-Стогановский/Новоконстантиновский судоходный канал с днепровским водозабором и шлюзами шириной 18-24 м между Васильевкой и дачным поселком Скалы. Он пока считается наиболее затратным и потому наименее проработанным вариантом.

Впрочем, любые проекты связать каналом Азовское и Черное моря встречают политические противодействие в Киеве. Там указывают, что прорыть такой канал — означает признать, что Крым — потерян, а не «временно оккупирован». В свою очередь сторонники строительства доказывают, что Перекопский канал обеспечит загрузку портов Мариуполя и Бердянска (а значит — и предприятий региона). Плюс он станет препятствием для возможного наступления войск РФ из Крыма на Украину по суше.

В любом случае, мы видим, что политические проблемы окружение России начинает решать «инженерно-географическими» методами. Ну, лучше, наверное, так, чем военными.

Михаил Петровский