Posted 31 января 2019,, 06:33

Published 31 января 2019,, 06:33

Modified 31 января, 21:58

Updated 31 января, 21:58

Украинцам надоело бороться за Донбасс?

31 января 2019, 06:33
Один из соцопросов показал, что 60% граждан страны якобы готовы «обменять» неконтролируемые Киевом территории на мир. Четверть респондентов — против.

Резкий всплеск интереса к Донбассу. Основных поводов говорить о нем в каждом украинском телеэфире три: два из них рождены предвыборными обещаниями кандидатов в президенты, третий, в качестве инструкции-приложения к «Минску», — исходит от ОБСЕ. «Внутренние» предложения озвучены Петром Порошенко, впервые публично признавшим, что Украина нуждается хоть в «холодном», но мире с Россией, и обеспечивающим поддержку Юрию Бойко Виктором Медведчуком, предлагающим Донецкую автономию в составе Украины. Предложение извне — план спецпредставителя руководителя ОБСЕ по Украине Мартина Сайдика.

Говорить об Украине сейчас, не упоминая президентские выборы, не получается — все, в конце концов, привязано к ним. Поэтому на высказывания кума Путина и действующего главы государства, конечно, внимание обратили, однако восприняли их в качестве предвыборных «пряников», которые кандидаты просто согласно статусу обязаны извлекать из карманов. А вот отвечать потом за обещания — не обязаны, так уж сложилось «исторически». Однако принципиальные направления их мысли в обществе уловили: Медведчук откровенно призывает идти на переговоры с Москвой, а Порошенко… Впрочем, никто не понял, что именно он имел в виду, намекая на жизненную потребность страны в мире, ведь договариваться с Кремлем о чем-то он по-прежнему не хочет.

С проектом ОБСЕ произошел скандальчик. Так называемый «план Сайдика» пока никому не понравился — ни в Киеве, ни в Москве. Оказывается, он еще в первых числах декабря был представлен на заседании совета министров иностранных дел ОБСЕ в Милане, где присутствовали представители Украины, России, Германии и Франции. Однако больше месяца о нем упорно молчали, а в поле зрения политиков и общественности он попал накануне очередной встречи трехсторонней контактной группы в Минске. В связи с этим в сторону украинского МИД полетело немало упреков: дескать, это их непосредственная работа — информировать хотя бы ведущих политиков относительно инициатив Запада в отношении принципиальных для страны вопросов. Некоторые детали нового мирного плана для Донбасса австрийский дипломат с 45-летним опытом работы в сфере международных отношений Мартин Сайдик (он также является действующим представителем Австрии в ООН) раскрыл в интервью австрийской газете Kleine Zeitung. Ключевыми стали три момента.

Во-первых, Сайдик предложил, чтобы ООН и ОБСЕ действовали не параллельно, а вместе, под общим руководством: это касается как военного и полицейского компонентов со стороны ООН, так и наблюдательной миссии ОБСЕ, которая уже работает в Донбассе. В плане Сайдика и ООН, и ОБСЕ отводится важная роль «менеджерить» местные выборы на неподконтрольных территориях. «На протяжении последних лет мы видели, что именно в Минских договоренностях является не совсем четким. Важный момент: для реализации центрального элемента — проведения местных выборов — требуется помощь извне. Мы пришли к выводу, что это может быть только ООН. ОБСЕ имеет задачу оценивать выборный процесс, а поэтому она не может организовывать выборы. К тому же следует учитывать аспект безопасности», — процитировало Сайдика издание. Вопреки утверждениям некоторых политиков, что Сайдик якобы предложил своим планом заменить Минские соглашения, из его цитаты можно, наоборот, увидеть, что он выдвинул сценарий их выполнения. В котором особая роль отведена политической части Минских соглашений — проведению выборов и амнистии.

Во-вторых, спецпредставитель подчеркнул, что новый мирный план должен быть подписан руководителями стран «нормандской четверки» — Украины, России, Франции и Германии. Еще один аспект этого плана ясен не целиком, так как говорится об утверждении его «парламентами», но не указано, каких стран. «Необходимо соглашение, которое действительно будет иметь вес в политическом и правовом плане. Минские договоренности не ратифицировал ни украинский, ни российский парламенты. И это, конечно, проблема, — заявил Сайдик. — Наша идея заключается в том, чтобы получить такой политический вес, на который потом все опираются при реализации документа, который также должен быть одобрен парламентами».

В-третьих, кроме специальной миссии ООН и ОБСЕ мирный план предполагает организацию некоего Европейского агентства по восстановлению Донбасса. По его мнению, агентство должно быть создано по аналогии подобного на Балканах. Одновременно по этому плану предлагается создать переходную администрацию ООН, которая должна отслеживать исполнение пунктов документа и способствовать реинтеграции неподконтрольных Киеву районов Донбасса в правовое поле Украины.

«Смысл этого мероприятия заключается не в устранении местного населения от власти, а наоборот, в обеспечении того, что его права будут обеспечены. Сюда относится и элемент амнистии, — добавил спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ. — Минские договоренности предусматривали, что представители ОРДЛО участвуют в процессе и будут услышаны, и так должно быть и после принятия нового всеобъемлющего соглашения». Дипломат отметил, что численность миротворческой миссии ООН в Донбассе пока не рассчитывалась, однако он не думает, что речь будет идти о таких больших цифрах как 20 тысяч человек, о чем заявлялось ранее.

После перепечатки интервью на план Сайдика обрушился шквал критики. И украинская, и российская стороны находят в нем неприемлемые для себя моменты и в упор не хотят видеть принципиально нового подхода в решении проблем Донбасса. Хотя это всего лишь частные мнения — реакции высших руководящих органов, которую можно будет считать официальной, нет ни с одной из сторон. Впрочем, Украина, хотя бы в лице Климкина, высказалась. Министр иностранных дел сказал, что план Сайдика является личным видением автора, но о реальных вещах следует говорить только после «исчезновения ЛНР и ДНР», хотя в то же время отметил: предложения содержат «прогресс» в контексте необходимости введения международного «компонента» в Донбасс. «По смыслу, это пока то же самое, что и раньше. Как говорят, те же яйца, только в профиль. Мы же хотим, чтобы сначала туда зашел международный компонент и подготовил оккупированный Донбасс к нормальным, свободным и честным выборам, — сказал Павел Климкин журналистам в Мариуполе. — И именно в этом есть логика всех наших предложений. Если вы почитаете этот план — об этом там не говорится, а это самое главное — это критерии».

Неспециалисту трудно оценить прогрессивность нового плана, но, похоже, что он будет похоронен под грудами других бумаг, как и предыдущие мирные проекты, предлагаемые целым рядом зарубежных дипломатов и экспертов: формула Штайнмайера и Эро, планы Мореля, Киссинджера; а также украинскими политиками — Виктором Пинчуком, Андреем Артеменко и Арсеном Аваковым. Если даже предположить, что план Сайдика — это вполне рабочий инструмент для применения, то сегодня его не только некому воплощать в жизнь, но и некому обсуждать. На Украине на повестке дня только один вопрос — выборы, в России ждут их результатов.

Налицо несколько выводов: руководство Украины либо не желает по каким-то причинам остановить войну на Донбассе, либо не в силах сделать это, прикрываясь разными отговорками. Население тем временем меняет свое отношение к продолжающемуся конфликту. Данные недавнего соцопроса, если, конечно, они не являются ловким информационным вбросом РФ, удивляют. Почти 60% опрошенных хотят мира любой ценой, даже путем отказа от «оккупированных» территорий — об этом рассказал 28 января директор социологической компании Seetarget Алексей Боровский на презентации исследования «Социальные настроения граждан во время избирательной кампании 2019». 24,1% респондентов выбрали вариант продолжения военного конфликта любыми методами, в том числе и силовыми, пока не будет установлен контроль Украины над всеми «оккупированными» территориями. Ну, а На Востоке Украины поддерживают прекращение войны 73,1% опрошенных.

Это сигнал для кандидатов в президенты. Теперь им (кроме самых «отмороженных») придется считаться с превалирующим мнением и предложить вариант, устраивающий большинство. Собственно, заявление Порошенко про «холодный мир», возможно, этим и объясняется. Если не можешь прекратить процесс — надо его возглавить, тем более пока это всего лишь слова.

Валентин Корж, Днепр, Украина