Posted 24 февраля 2019,, 06:08

Published 24 февраля 2019,, 06:08

Modified 31 января, 22:10

Updated 31 января, 22:10

План Москвы: кто угодно, но только не Порошенко

24 февраля 2019, 06:08
СБУ арестовала «агента ФСБ», для срыва выборов собиравшегося «захватить Раду». Похоже на анекдот, но в то, что от РФ исходит киберугроза, на Украине верят.

Служба безопасности Украины сообщила об аресте «агента Кремля», готовившего массовые протесты после первого тура под предлогом фальсификаций. Также он якобы должен был обеспечить захват административных зданий и «организовать кровопролитие». Евгения Моринца, известного как «Белая балаклава», подозревают в работе на российские спецслужбы. Во время обыска у него нашли «коктейль Молотова», который тот, «планировал» использовать для поджога Верховной рады.

Соцсети по достоинству оценили «безумство храброго». По дерзости он переплюнул даже Надежду Савченко — та хоть гранатометы готовила, а этот «герой» с голыми руками и одной бутылкой зажигательной смеси на амбразуру собрался! Впрочем, если этот случай смотрится достаточно анекдотично, то по поводу «российских киберугроз» на предстоящих выборах говорит не только Порошенко, информацию от которого принято делить на десять.

Недавно директор Нацразведки США Дэн Коутс на слушаниях в сенатском комитете предупредил, что Россия готовится повлиять на выборы с помощью кибератак. «Мы ожидаем, что Россия использует кибертехнологии для того, чтобы повлиять на грядущие президентские выборы на Украине», — заявил он. По словам Коутса, США обладают сведениями, что Россия продолжит вести свою информационную войну против демократии и будет использовать интернет-ресурсы, чтобы попытаться разделить общество. Об этом же еще раньше предупреждал советник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон. Во время визита в Киев в августе прошлого года он заверил Порошенко в готовности США защищать Украину от вмешательства России в выборы.

Понятно, что у американцев, постоянно «бодающихся» с Москвой, считается правилом хорошего тона ее «пнуть», по делу или нет — это уже неважно, но Украине в этот раз, наверное, выгоднее им «поверить». Если информация не подтвердится, то и ладно. А если дело обстоит именно так, как говорят янки, то РФ во время своих информационных спецопераций будет преследовать явно не украинские интересы, а значит, неплохо быть готовым.

Пока все «тревоги» имеют характер предположительный, основанный на теоретических опасениях — конкретных обвинений, с железобетонными доказательствами Украина России не предъявила пока. Дескать, точно знаю, но доказать не могу, уж больно враг хитер. Впрочем, много шума наделало заявление главы Службы внешней разведки Украины Егора Божка.

«Для спецслужб Российской Федерации направлены колоссальные бюджеты, которые используются в большей степени для реализации подрывной деятельности в Украине, — сказал Божок в интервью „Укринформу“. — Мы получили информацию, что Кремль приказал на этот год дополнительно выделить 350 миллионов долларов своим спецслужбам для работы по вмешательству в выборы в Украине». По его словам, деньги будут направлены на проплату фейковых новостей и подкуп, организацию провокаций, протестов, внутриполитического давления на руководство государства, а также для подготовки кибератак.

Разведчик утверждает, что задача, стоящая перед всеми спецслужбами Российской Федерации, — «кто угодно, только не Порошенко». «По мнению российского политикума, президент Порошенко единственный, с кем невозможно договориться о возвращении Украины в орбиту влияния России, — добавил глава СВР. — Он действительно пытается ввести нашу страну в когорту НАТО и ЕС и имеет кремлевский ярлык „русофоба“. Обеспеченный за последние четыре года прогресс очевиден. Это признается не только в Украине и на Западе, но даже в России».

Относиться к заявлению главы СВР следует осторожно, считает независимый социолог из Харькова Олег Пухарцев. «Как всегда это бывает в подобных случаях, выводы полуправдивы. Нет сомнений, что РФ выделяет значительные средства на информационно-идеологический фронт, однако далеко не факт, что их стоит связывать непосредственно с фигурой Петра Алексеевича, — комментирует ситуацию „Росбалту“ эксперт. — К тому же очевиден запрос — украинские спецслужбы не прочь получить дополнительные средства из бюджета на борьбу с врагом, повод великолепный. Куда, как их используют и отчитаются ли за них потом, вопрос второй. Но при скромном уровне финансирования и растущих аппетитах лишняя копейка не помешает ни разведчикам, ни СБУ. Поэтому даже как-то странно, что они говорят лишь о 350 миллионах, сказали бы сразу: Путин дал миллиард на борьбу с Украиной. Все равно не проверишь».

Согласно мнению эксперта, заявление главы украинской разведки убивает сразу несколько зайцев. Во-первых, Божок подыграл главнокомандующему (он же кандидат в президенты). Ведь такое исключительное внимание РФ к персоне Порошенко делает из него героя нации, который «спасает» страну от посягательств Москвы. Во-вторых, это возможность потребовать денег «на отпор врагу». Если не дадут из бюджета, можно будет выпросить в качестве помощи у американцев, которые сами ведь предупреждают об угрозе. При этом при всем — ничто не мешает честно заниматься непосредственными служебными обязанностями на благо государства.

Также Пухарцев отмечает, что вероятность быть заподозренным во лжи у руководителя СВР ничтожна, максимум — в хитрости, но это качество на подобной должности даже «поощряется». Широко известен тот факт, что после печально известных событий 2013-14 годов в Киеве в адрес Путина посыпались обвинения его бывших коллег из российских спецслужб. Владимиру Владимировичу ставили в укор то, что он «проспал» Украину, не уделяя должного внимания работе информационно-пропагандистского сектора.

С тех пор ситуация в РФ изменилась кардинально, на базе всевозможных социологически-психологических факультетов в различных вузах открылись кафедры конфликтологии, возглавляемые опытными экс-разведчиками, которые, впрочем, не бывают бывшими. На поток поставлен выпуск специалистов конфликтологов-пропагандистов, успешная работа которых приносит результаты с гораздо меньшими потерями, как физическими, так и материальными. На подготовку хорошего конфликтолога-переговорщика уходят годы, но не уходят миллиарды на проведение военных операций и содержание армии.

«Как вы считаете, работают ли российские конфликтологи в отношении Украины? Я думаю — да, и в разы больше, чем было до Майдана, — говорит Олег Пухарцев. — А вот нам, думаю, серьезно ответить им нечем, как это ни грустно». «Забавной» эксперт считает реакцию «рядовых» россиян на многочисленные обвинения во вмешательстве их спецслужб то в выборы, то в какие-либо политические мировые процессы. Надев на себя маску простаков, пользователи соцсетей саркастично высмеивают обвинения в организации кибератак и прочих подобных мероприятиях, но, не сильно скрывая этого, тут же патриотично радуются «успехам РФ» в развединновациях.

Что же касается опасений украинцев, то, в связи с отсталостью по части компьютеризации страны, они не сильно переживают по поводу российских кибератак, но раздраженно признают, что чувствуют информационное влияние соседа в СМИ. В первую очередь это пропагандистские интернетсайты и телевидение, доступ к которым, несмотря на усилия украинских властей, не стал непреодолимым.

Также ощущается российская пропаганда и в некоторых украинских изданиях, которые, возможно, находятся на финансировании у РФ, но смысла запрещать их многие не видят. Достаточно было бы создавать свой качественный, идеологически выверенный контент, не уступающий по уровню.

Однако многочисленные украинские медиа-политические группы, контролируемые разными бизнес-интересами, еще не научились договариваться между собой в случае угрозы национальной безопасности. Да и воспринимают ее по-разному, в зависимости от того, какой бизнес ведут, и кто их контрагенты. Спецслужбы более категоричны, по словам представителей СБУ, за последний год было заблокировано около 2 тысяч фейковых аккаунтов, под санкции попали 200 интернет-сайтов, которые пропагандировали «российскую идеологию». В ближайшее время могут быть заблокированы еще 100 сайтов.

Впрочем, кажется, чем ближе выборы, тем чаще главные соперники Порошенко будут намекать не на «угрозу с Востока», а коситься в сторону Банковой, где располагается администрация действующего президента — дескать, главных пакостей и фальсификаций следует ждать оттуда.

Валентин Корж, Днепр, Украина